Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как «Сад земных наслаждений» Босха повлиял на сюрреализм

Почему Босха называют отцом сюрреалистов? Как связаны его картины и творчество Дали, Массона и других художников XX века? Разбираемся в этой статье.
Время чтения: 4 минуты.

Что такое сюрреализм?

Сам термин принадлежит французскому поэту Гийому Аполлинеру. Апполинер был одним из монпарнасских творцов — художников, писателей, поэтов, актёров и прочих связанных с искусством молодых людей, которые искали новые способы выразить невыразимое. Это дадаисты и кубисты, экспериментаторы над поэтическим языком и кинорежиссёры.
Гийом Аполлинер
Впервые Аполлинер использовал слово «сюрреализм» в манифесте «Новый дух», сопровождавшим балет «Парад», скандальное творение группы известных сегодня людей: Кокто, Пикассо, Сати. Исполнял его Русский балет Дягилева. Постановка была не понята критиками и зрителями, однако она расширила понимание эстетики творчества нового века, разных направлений авангарда.
Художник Андре Массон сформулировал такие правила создания сюрреалистического произведения искусства:
  1. Освободить создание от воздействия рациональных связей, постараться достичь транса или максимально к нему приблизиться.
  2. Отдать себя во власть внутренним импульсам, не контролируемым разумом.
  3. Творить максимально быстро, не останавливаясь для осмысления созданного.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Сны и реальность сталкиваются в их произведениях, становясь источниками новых образов, нелогичных и невозможных, но отображающих век.
Жоан Миро. «Карнавал Арлекина», 1925, 66 х 91 см

При чём тут Босх?

Босха часто называют первым сюрреалистом. Содержание его картин максимально аллегорично, он постоянно использует символику, принятую в Средневековье, для визуализации скрытых смыслов. Совы — не то, что кажутся. Во времена Босха они перестали ассоциироваться со спутниками древнегреческой богини Афины и уже не символизировали мудрость и знание. Они превратились в ночных хищников, символизирующих злые умыслы и совершающие дела под покровом ночи.
Не только символизм позволяет сопоставить Босха и пришедших спустя несколько веков сюрреалистов. Дело в том, что на полотнах Босха тоже происходит фантасмагория, словно бы он увидел во сне сюжеты и вписал их в свои картины. Это роднит его с 20 веком, в котором важную часть движения сюрреализма составляла теория Фрейда о подавленном, приходящем в сновидениях.
На курсе-саммари «Гид по художникам XX века» вы получите представление о том как развивалось искусство предыдущего столетия. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

Что особенного в «Саде земных наслаждений»?

Сегодня на триптих «Сад земных наслаждений» можно взглянуть в мадридском музее Прадо. Эта работа создана по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга) для одного из залов здания суда в Брюгге.
Босх. «Сад земных наслаждений»
Все части триптиха передают человеческий грех во всех его проявлениях, даже Райский сад лишён света и радости. Мы видим в этой части картины изображение падения, искушения и предательства. Картина Ада полна страдающих душ. Центр триптиха, где изображена обитель семи царств, не отличается по колориту и содержанию от картины Ада. Всё, что мы встречаем на Земле, в центральной части полотна – результат неблагочестивого поведения Евы и Адама, вариации на тему греха. Только самая верхняя часть центральной панели отдана под изображение Царствия Небесного, где Иисус с Девой Марией и Иоанном Богословом находятся в окружении ангелов и праведников. Царство это удалено от нас, и это единственное место, где есть покой.
Композиционно это классическая картина, как и сюжет про Страшный Суд — показаны три уровня, Рай, Ад, и пространство между, Земля. Однако важно не содержание, а форма: Босх пишет этот сюжет с помощью символов и аллегорий, о значении которых до сих пор ведутся дебаты и пишутся научные работы.
Фрагмент «Сада земных наслаждений»
Например, на центральной части триптиха изображены обнажённые люди, которые катаются на гигантских птицах. Такое обилие птиц — лингвистическая загадка. Голландский глагол «vogelen» (от «vogel», «птица») может также обозначать половой акт. Лестницы — путь к самопознанию без помощи Бога, упование на тайные знания и собственные возможности. Это популярный символ времен Позднего Средневековья, а подъем всегда завершается падением (у Босха он закончился грехопадением).
Других животных и их местоположение тоже можно анализировать, причём по-разному — этим занимаются искусствоведы совместно с антропологами, историками, медиевистами и другими исследователями культуры Средневековья.

Босх — отец сюрреализма

Итак, несмотря на то, что «Сад земных наслаждений» был создан задолго до возникновения сюрреализма, он оказал значительное влияние на многих сюрреалистических художников XX века. Влияние произведения Босха на сюрреализм можно обнаружить в следующих аспектах:
  1. Воображение и фантазия. «Сад земных наслаждений» представляет собой мир фантастических существ, странных ситуаций и нелогичных сочетаний. Этот элемент фантазии и нереальности стал ключевым аспектом сюрреализма, который стремился выразить бессознательные и иррациональные аспекты человеческого опыта.
  2. Метаморфозы и гибриды. Босх использовал метаморфозы и гибридные формы, сочетая элементы животных и человеческих существ, чтобы создать удивительные и странные образы. Этот прием также часто использовали сюрреалисты для создания визуальных метаморфоз и превращений.
  3. Символы и аллегории. В «Саду земных наслаждений» Босх использовал их, чтобы визуализировать средневековое мировоззрение, критику человеческой натуры и осуждение грехопадения. Сюрреалисты выражали идеи и эмоции сплошь через символы и аллюзии, это их основной приём.
  4. Навязчивые идеи и кошмары. Картина Босха сильно воздействует на зрителя: его охватывает желание разгадать таинственные знаки и сцены, разворачивающиеся перед ним. Также он чувствует иррациональный ужас при взгляде на Ад: фантасмагории навевают страх. Эта тема важна для сюрреалистического движения, которое стремилось исследовать подсознательное и темные аспекты человеческой психики. Страх — одна из сильнейших эмоций, которую может испытывать человек, и одна из самых иррациональных.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
О том, как художники пользуются разными оттенками цветов, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом
Больше про Босха можно узнать из видео нашего проекта:
ЖИВОПИСЬ