«Курьер» — обласканный критиками, отреставрированный и выпущенный заново в прокат в 2020 году фильм. Что заставляет зрителя возвращаться к нему? Какие идеи и тайны он хранит? Разбираемся вместе с вами.
Герои эпохи
На дворе — середина 80-х годов. У власти — Горбачёв. Длинные очереди за колбасой. Началось распределение по классам. Началась эпоха перемен и вольномыслия.
Именно этим и занимается Иван: он мыслит. Делает он это не так, как остальные. Он очень яркий представитель своего поколения, в нём соединились нигилизм и хамство. У него мало друзей и он не стремится их заводить. Что может его остановить? Начало хип-хопа? Кока-Кола? Жевательные резинки? Джинсы? Скейтборд? Распитие духов?
И вот он встречает её. Катя отличается от него тем, что родилась в другом обществе. Она — дочь консервативного профессора, её жизнь расписана родителями. У неё совсем другие друзья и Иван не понимает их, а они не понимают его. Порой он поступает необдуманно, неординарно и непредсказуемо. Он попадает в различные ситуации и всегда выходит из них достойно. Он общается так, как ему этого хочется и ему неважно мнение других. Можно сказать, что он просто плывёт по течению. Он верит в то, что оно выведет его к кисельным берегам. Этим же желанием и волей к свободе заражается Катя. Вот только общей точки соприкосновения они так и не нашли, несмотря на силу притяжения.
Вневременной сюжет
Фильм просто отличный с точки зрения режиссуры и времени. Шахназаров угадал тенденцию будущего, а его «Курьер» остался вне времени. Фильм цеплял зрителей и в год выхода картины на экран так же, как и сегодня. Для того, чтобы на тебя обратили внимание, необязательно быть интересным и начитанным человеком. Нужны символы: красивая спортивная машина с открытым верхом и маленькая собачка, удачный брак и айфон.
Фильм, снятый 30 лет назад, поднимает старые вопросы. И сегодня, и 150 лет назад у Тургенева, и всегда у молодого поколения, только пришедшего во «взрослую» жизнь, преобладает дух нигилизма и иронии над происходящим. Люди проходят через всё те же стадии взросления. Старших волнует, что будет в будущем и какой вырастет молодёжь. Потом поколения сменяются, вчерашние дети становятся таким же. Всё происходит циклично.
Хотя, на самом деле, всё довольно закономерно, если учесть, что общество динамично и постоянно развивается (не важно в какую сторону, здесь важен сам факт изменения). И, как следствие, у каждого последующего поколения будут формироваться свои взгляды и убеждения, которые зачастую считаются неприемлемыми для предыдущего поколения. Собственно поэтому и получается конфликт, который, как мне кажется, предотвратить нельзя. Да и не надо — это естественный процесс.
Режиссёрский взгляд
Как сказал Иван: «Мы перебесимся и станем такими же как Вы!». Вот только Иван — эскапист и в начале фильма, и в финале. В этом и заключается секрет режиссёра. Зритель рассчитывает на переосмысление, на кульминацию посредством слома стержня, но фильм тебя удивляет, так как оставляет реалии судьбы на лице курьера. Внимание уделено культуре прошлой эпохи, развлечениям молодёжи и тому, как Иван реагирует на внешние раздражители.
Но главное, что хотелось бы отметить — талант, с которым Шахназаров показал конфликт поколений. Старшее поколение не понимает молодое, потому что не хочет говорить с ним. Молодое поколение не хочет делиться проблемами, так как думает, что «взрослые» их не поймут, осудят. Старшие требуют от молодых какой то конкретики, жизненных целей, планов, но как можно требовать какой-то конкретики от молодого парня, который только окончил школу и даже жизни толком не видел? У Ивана развелись родители и ему не у кого спросить совета, но кому до этого есть дело? Шахназаров показывает, что важно говорить друг с другом. Чётко это прослеживается в одной из финальных сцен, когда за одним столом собираются молодые и взрослые.
А с помощью приёмов драмы и сатиры режиссёр высмеивает предыдущее поколение. Этих развращённых и ограниченных людей в фильме замечательно изобразили: Басилашвили (зажравшийся профессор-интеллигент, который всё ещё живёт со своей мамой), Панкратов-Чёрный (редактор «Вопросов познания», «глубоко и диалектически» рассуждающий о проблемах дырокола и башки), Меньшов (отличное камео с совершенно бредовым монологом о сыне и его любви к сгущёнке). Эти люди занимаются чем угодно, только не своим делом, попутно пытаясь философствовать, морализировать и учить других правильной жизни.
Операторские приёмы
Всё это великолепие блестяще подано с помощью камеры. Фильм снят в тёплых тонах, на фоне которых выделяются Иван и Катя — и когда герои вместе, и поодиночке. Оператор не гнушается противопоставлять главных героев остальным, показывать их душевное состояние и придавать определённым моментам особое значение, используя разные ракурсы и контрасты. Он позволяет зрителям цепляться взглядом за эмоции на лицах советской молодежи, детали в интерьерах квартир, снимает повседневные дела вроде катания на скейтборде или робот-дэнсе. Вишенкой на торте является мастерски подобранный саундтрек, который призван усилить ощущение отрешённости.
Последняя фраза Ивана в фильме — «Мечтай о чём-нибудь великом». «Курьер» сегодня звучит как повисший без ответа вопрос: что сделали вы, ваше поколение? Кому в наследство достались юные сердца с горящими глазами, кто ходит среди толпы в пальто не по размеру и музыкой Гребенщикова на магнитофоне? О чём сейчас мечтают — о великом или об обыденном? По каким принципам нужно существовать в обществе?
Эта статья написана Кейси Хаус, студентом нашего профессионального курса «Кинокритик».