Сократ, один из величайших философов в истории, стал легендой своего времени. Однако его жизнь оборвалась трагически: он был казнен. Рассказываем, почему это произошло.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Афинская демократия
Политический и социальный климат Афинской демократии в V веке до нашей эры был сложным и нестабильным, со своими особенностями, которые имели прямое отношение к обвинению и смерти Сократа.
Афины были городом-государством, где политические решения принимались гражданским собранием, состоящим из всех свободных мужчин, имеющих гражданство. Демократия в Афинах отличалась тем, что власть принадлежала народу, а не ограниченным элитам. Это означало, что каждый гражданин имел право выражать свою точку зрения и участвовать в политической жизни города.
Философия играла важную роль в афинской демократии, поскольку она способствовала критическому мышлению: мало кто не задумывался о фундаментальных вопросов о природе человека, общества и истины. Естественно, это мешало манипулированию толпой — если все будут размышлять о природе власти, то будет сложнее продвигать непопулярные политические решения.
Исторический контекст
Вызовы установленным нормам и ценностям, и призывы к критическому мышлению всегда вызывали тревогу среди членов афинского общества и политических деятелей. Особенно во время периода войн и политических потрясений.
В 430 г. до н. э. в Афинах произошла вспышка чумы, которая унесла жизни четверти населения города, включая и беженцев из ближайших регионов, которые пытались скрыться от нашествия спартанцев. Огромные потери — как ресурсов, так и жизней людей — в ходе Пелопоннесской войны 431–404 гг. до н. э. стали предпосылкой разорения и поражения Афин.
Победившая в войне Спарта поддержала кандидатуры в новое правительство, которое вошло в историю как «Тридцать тиранов». Несколько лет в городе процветала олигархическая власть. Одним из главных членов новой структуры власти был Критий, бывший ученик Сократа. Айседор Стоун описывал его как «Робеспьера» своей эпохи: он был жестоким и беспринципным, не гнушался политикой террора и запугивания. Во время его режима многие богатые граждане были казнены под ложными предлогами — во имя конфискации их имущества и его перераспределения между новой верхушкой власти и их сторонниками.
Сократ жил в Афинах в этот период. Скорее всего, именно этот факт повлиял на мнение общественности и членов суда: его ассоциировали с кровавыми тиранами. То, что ими руководил его бывший ученик, тоже играло важную роль в глазах толпы.
В 403 году до н. э. олигархия была свергнута, в городе восстановили демократию. Но отголоски старого режима были свежи в умах людей.
Обвинения
Идеи, выдвигаемые Сократом, рассматривались как потенциальная угроза для социального порядка и политической стабильности, потому что в условиях кризиса необходимо было сплочение. Сократ же не принял чью-либо сторону в соперничестве между демократами и олигархами в Афинах — он критиковал и то, и другое. Философия Сократа, которая предполагала стремление к самосовершенствованию, ограничение власти толпы и следование законам, не нравилась политикам-демагогам, которые манипулировали сиюминутными порывами демоса на собраниях в пользу нужных им решений.
Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» приводит следующие обвинения (со слов других свидетелей, о чём сам и пишет): «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».
Суд
Философ предстал перед судом в 399 году до н.э. Обвинения против Сократа были выдвинуты поэтом Мелетом, который требовал приговорить философа к смертной казни из-за его преступлений перед людьми и богами. Из-за почтенного возраста философа — ему было больше 70 лет — он мог бы избежать наказания, ограничившись штрафом или изгнанием, но всё сложилось иначе.
Судебный процесс изначально проходил не в пользу философа: Сократ отклонял обвинения и аргументировал свою защиту, однако его диалектический подход и прямолинейность не нашли должного понимания у судей. В итоге большинство членов собрания проголосовало за его виновность.
По традиции, первым предложить себе наказание должен был обвиняемый. У Сократа был выбор между казнью и изгнанием, однако он отказался покидать Афины. Исследователи считают, что если бы он не пренебрег привычными методами защиты и пошёл на уступки судьям, его бы оправдали. Разница голосов была совсем небольшой — в «Апологии Сократа» Платон писал, что нужно было всего 30 голосов с другим мнением, чтобы его учителя оправдали.
Друзья и последователи призвали Сократа бежать из Афин. У него деже было время: приговор не привели в исполнение сразу, так как с момента вынесения решения судом до казни прошло около месяца. Однако тот отказался пренебрегать законом и выпил яд. Ф. Ницше говорил о суде и смерти Сократа так: «Сократ хотел умереть: не Афины ему, а он себе дал чашу с ядом, он вынудил Афины дать эту чашу…»