Исследования Жана Пиаже сыграли огромную роль в области детской психологии. Его теория когнитивного развития стала основой для многих современных методик обучения и воспитания. Какие ключевые стадии развития человека выделяет Пиаже, расскажем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Сначала были моллюски
История теории Пиаже начинается с его интереса к биологии и эволюции. Жан Пиаже занимался малакологией (изучением моллюсков). Психология же возникла тогда, когда он работал в Париже в лаборатории Альфреда Бине, где его задачей было стандартизировать интеллектуальные тесты для детей.
В процессе корректировки этих тестов Пиаже обратил внимание на то, что дети помладше систематически допускают ошибки, которые более взрослые дети не делают. Это заставило его задуматься о том, что детское мышление кардинально отличается от взрослого. Он был убежден, что дети обладают уникальным способом восприятия и понимания мира. Именно это привело его к разработке теории стадий развития.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок развивался гармонично. Как сделать все правильно и не навредить? Получите готовые инструкции в видео-саммари «Как развивать мышление ребенка». А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30.
![](https://static.tildacdn.com/tild3861-3938-4664-b262-376538346465/photo.png)
Четыре стадии
Пиаже считал, что дети проходят через четыре основные стадии когнитивного развития, каждая из которых характеризуется уникальным способом мышления. Он утверждал, что эти стадии универсальны для всех детей и происходят в определенной последовательности.
Сенсорно-моторная стадия (0-2 года) характеризуется тем, что дети учатся взаимодействовать с окружающим миром через движения и ощущения. Например, маленький ребенок играет в «ку-ку» с папой. Когда родитель прячет свое лицо, ребенок считает, что взрослый исчез. Но, когда папа показывает лицо, ребенок радуется, думая, что взрослый «появился» снова. Это связано с отсутствием понимания постоянства объекта на этом этапе.
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-6265-4634-b162-626231623631/_.png)
Следующая стадия — предоперационная (2-7 лет), в которой дети начинают думать символически, но еще мыслят конкретными суждениями. Если взять два одинаковых стакана воды и перелить жидкость из одного стакана в другой, более узкий и высокий, дети на этом этапе часто думают, что в узком стакане воды стало больше, несмотря на то, что количество воды не изменилось.
На стадии конкретных операций (7-11 лет) дети начинают думать логически о конкретных ситуациях. На уроке математики учитель дает следующую задачу: сколько яблок у двух детей, если один ребенок дал несколько штук другому. Дети на этом этапе мыслят логичнее и уже способны к таким заданиям.
Стадия формальных операций (с 12 лет и старше): подростки начинают думать абстрактно и критически. Они обсуждают с друзьями гипотетические ситуации, такие как «Что бы ты сделал, если бы у тебя была возможность перемещаться во времени?». На этом этапе дети начинают применять дедукцию.
Ассимиляция и аккомодация
Жан Пиаже уделил особое внимание процессам ассимиляции и аккомодации, считая их основными механизмами когнитивного развития. Эти два процесса взаимодействуют друг с другом в течение всего развития. Когда дети сталкиваются с новой информацией, они сначала пытаются ассимилировать её, «вписать» новое в то, что они уже знают. Если это не удаётся, они переходят к аккомодации: меняют свои существующие модели таким образом, чтобы новая информация в них укладывалась.
![](https://static.tildacdn.com/tild6666-3639-4132-b137-356465393364/photo.png)
Пиаже считал, что именно благодаря этим двум процессам дети постепенно переходят от примитивных способов мышления к более сложным и абстрактным. Эти процессы играют ключевую роль на каждой из четырёх стадий когнитивного развития.
Узнать больше о человеке и его способе познания можно в статье:
Есть ли смысл в типологии Юнга?
Узнать больше о человеке и его способе познания можно в статье:
Есть ли смысл в типологии Юнга?