Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл картины «Похороны в Орнане» Курбе?

Картина «Похороны в Орнане» Гюстава Курбе написана в жанре реализма. Полотно, на котором художник изобразил похороны своего дедушки, подверглось критике аристократов. В чем суть картины? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Похороны дедушки

Гюстав Курбе показал на огромном полотне размерами семь метров в ширину похороны своего дедушки. Он любил его и был очень к нему привязан. Свою боль и скорбь художник отобразил в работе. Похороны проходили в Орнане — на родине живописца. Курбе написал около 50 человек в полный рост, которые пришли на траурную процессию. Это реальные люди, среди которых родственники, знакомые, друзья, соседи, церковные служащие. Интересно, что искусствоведы даже смогли опознать всех участников похорон. Художник хотел показать своих земляков. Курбе отказывался от идеализации, что было авангардным для живописи XIX века. Живописец вдохновлялся французскими лубками, голландским групповым портретом. Он воспринимал реальность в ее трагичности и красоте.

50 земляков

На картине «Похороны в Орнане» мы видим, как гроб с телом опускают в погребальную яму. Священник в черной одежде читает акафист об упокоении. За ним находится человек в белой мантии, который держит длинный жезл. На его вершине можно обнаружить крест с распятием Иисуса Христа. Рядом с ними Курбе изображает детей, мужчин, женщин. Женщины надели черные траурные платья, а мужчины — черные костюмы с белыми накидками. Слева на картине мы видим людей в шляпах, которые несут гроб. Они опустили лица вниз, что означает глубокое уважение к покойному. Около погребальной ямы находится мэр в черной треуголке. Он протягивает руку.
Фон полотна написан темными оттенками. С помощью цвета и страдающих лиц создается мрачная и тягостная атмосфера. После похорон дедушки художник долго не мог прийти в себя. У него была депрессия. Только живопись спасала его от тоски. В итоге он создал работу «Похороны в Орнане» через год после смерти дедушки. Эта картина очень личная, она наполнена тоской живописца по родному человеку, его переживаниями и глубокими чувствами. На полотне видна любовь Курбе к людям, которых он изобразил.

«Огромная и черная» картина

Полотно было выставлено в Парижском салоне в 1851 году. Оно вызвало бурную реакцию общественности. Публика считала, что сельские похороны — это мелкое событие для того, чтобы его изображать на картине, еще и такого размера. Критики называли работу «огромной и черной». Также им не понравилось расположение персонажей. Они выстраивались в одну линию на переднем плане, то есть были в одной плоскости. Это было нарушением правил живописи, так как на полотне должна быть перспектива. Картина «Похороны в Орнане» кардинально отличалась от того, к чему привыкла французская публика. Курбе же говорил, что на полотнах того времени крестьян изображали одинаково. Они вызывали только сочувствие. На полотне Курбе же герои вызывают не сочувствие, а уважение. Художник лишил французскую богему приоритетного положения сопереживающих.
Экзамен по истории искусства совсем скоро, а вы даже не открывали учебник? С саммари «Европейская живопись: от Италии до Франции» вы быстро подготовитесь к экзамену, и у вас еще останется время на ютуб и прогулки с друзьями. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Одним из самых знаменитых творений французского постимпрессиониста Анри Руссо является картина «Спящая цыганка». Рассказываем об этой картине в статье:
В чем суть картины «Спящая цыганка» Анри Руссо?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО