Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое вещь-в-себе?

Разбираемся в самых непонятных терминах из философии, чтобы твоя голова не болела при чтении трактатов.
В этот раз вещь-в-себе и вещь-для-нас.
Время чтения — 5 минут

Приложение для саморазвития. Скачать

Вещь-в-себе

«Вещь-в-себе» или ноумен — это термин, который ввел немецкий философ Иммануил Кант. Это понятие описывает вещи такими, какие они есть на самом деле, независимо от того, как мы их воспринимаем или понимаем. Чтобы понять это проще, представь, что вещь-в-себе — это загадочный предмет, завернутый в непрозрачную упаковку. Ты можешь догадываться о том, что внутри, основываясь на форме упаковки или звуках, издаваемых предметом, но что он на самом деле — ты не знаешь.
В философии Канта все, что мы знаем о мире, приходит к нам через наши чувства и умственные способности. Это значит, что мы всегда воспринимаем мир через свои «очки» восприятия, которые могут искажать реальность. Так, вещь-в-себе остается недостижимой и неизвестной нам в ее истинном виде. Это как пытаться увидеть дно мутного озера: ты знаешь, что оно там есть, но видишь только поверхность воды.
Термин «вещь-в-себе» (нем. Ding an sich), введенный Иммануилом Кантом, оказал влияние на многих последующих философов, которые использовали и интерпретировали его по-своему. Вот некоторые из них:
Гегель: Георг Вильгельм Фридрих Гегель критиковал концепцию Канта о «вещи-в-себе», считая ее нелогичной. Гегель утверждал, что мысли и реальность не могут быть разделены, и что понимание мира зависит от его восприятия разумом. Для Гегеля, все реальное есть рациональное, и нет места для непознаваемого «в-себе».


Шопенгауэр: Артур Шопенгауэр, один из самых известных последователей Канта, тоже использовал понятие «вещи-в-себе», но по-своему. Он ассоциировал «вещь-в-себе» с «волей» — первопричиной всего существующего. По Шопенгауэру, за миром явлений, который мы воспринимаем через наши чувства, стоит воля как фундаментальная сила, управляющая миром.
Ницше: Фридрих Ницше, хотя и критиковал Канта за его «небесные фантазии», сам применял понятие «вещи-в-себе» в контексте своих размышлений о природе реальности и восприятия. Он рассматривал идеи Канта о непознаваемости вещей-в-себе как важный шаг в разрушении традиционных метафизических представлений.
Феноменологи: Феноменологи, такие как Эдмунд Гуссерль, тоже реагировали на идеи Канта о вещи-в-себе. Они сосредоточились на том, как вещи являются нашему сознанию, исследуя структуру опыта и сознания, вместо того чтобы заниматься вопросами о непознаваемой сущности вещей.

Вещь-для-нас

«Вещь-для-нас» или феномен — это противоположность концепции «вещи-в-себе», которую обсуждали философы, такие как Иммануил Кант. Если «вещь-в-себе» описывает вещи такими, какие они есть на самом деле, независимо от нашего восприятия, то ​​«вещь-для-нас» — это то, как мы воспринимаем и понимаем вещи в нашем сознании и опыте.
Давай воспользуемся простой аналогией: представь, что ты смотришь на яблоко. «Вещь-для-нас» — это то, как яблоко предстает тебе: его красный цвет, круглая форма, сладкий вкус, запах и твердость, когда ты его держишь. Это все — твое восприятие яблока, основанное на твоем опыте и чувствах.
В философии Канта «вещь-для-нас» обозначает мир, как мы его знаем и понимаем через наши чувства и умственные процессы. Это означает, что наше восприятие реальности формируется нашими субъективными способностями восприятия и мышления. То есть, вещи в мире предстают нам не такими, какие они есть на самом деле, а такими, как мы их видим и понимаем.
Термин «вещь-для-нас» (нем. Ding für uns), хотя и тесно связан с философией Канта, также использовался и другими философами, каждый из которых вносил свою интерпретацию в это понятие:
Посткантианцы: Философы, следующие за Кантом, включая идеалистов, таких как Фихте, Шеллинг и Гегель, развивали идеи Канта о восприятии и знании. Они интересовались, как наше сознание формирует наше понимание реальности, или «вещей-для-нас». Гегель, например, считал, что наше понимание мира развивается через диалектический процесс, в котором вещи-для-нас играют ключевую роль.
Феноменологи: Феноменология, разработанная Эдмундом Гуссерлем и продолженная Мартином Хайдеггером и другими, также занимается изучением «вещей-для-нас». Феноменологи сосредотачиваются на том, как вещи предстают нашему сознанию, исследуя структуру опыта и восприятия.
Экзистенциалисты: Философы, такие как Жан-Поль Сартр, также обращались к концепции восприятия мира. Для них «вещь-для-нас» отражает субъективный опыт человека, его взгляды, чувства и выбор в мире, который они считали часто абсурдным и нерациональным.
Современные аналитические философы: Они также интересуются тем, как мы понимаем и воспринимаем мир, хотя их подходы могут значительно отличаться от кантовской традиции. Здесь «вещь-для-нас» рассматривается через призму языка, логики и научного познания.
Каждый из этих философов рассматривал «вещь-для-нас» с учетом своей уникальной философской перспективы, внося в эту концепцию свои идеи о природе реальности, знания и сознания.

ФИЛОСОФИЯ