Работы Балабанова состоят из противоречий, крайностей и провокационных сюжетов. Ими же полны переходные для России периоды, которым посвящены многие картины Алексея Октябриновича. В то время как одни обвиняют его в неполиткорректности и русофобии, другие превозносят как народного режиссёра. Феномен Балабанова невозможно уместить в рамки, но мы всё же попробовали выделить ключевые для него мотивы, сюжеты и приёмы.
Время чтения: 5 минут.
Литературность
Практически ни один из фильмов Балабанова нельзя назвать точной экранизацией литературного произведения, хотя начинал он именно с киноадаптаций: например, с четырёх новелл Сэмюэла Беккета или «Замка» Кафки. Но и эти ленты скорее похожи на «сочинения на тему», чем на дословное цитирование.
Гораздо больше с классиками Балабанова роднит страсть к исследованию вечных для России сюжетов и героев — «маленького» или «лишнего» человека в стране, которая либо находится на грани катастрофических перемен, либо уже погружена в хаос. Черты таких персонажей можно увидеть в Даниле из фильма «Брат»: молодой человек тщетно пытается найти своё место в мире после возвращения из Чечни. Михаил из «Морфия» также подходит под эту категорию и бьётся в наркотической агонии в разгар Октябрьской революции. Даже безымянный ветеран из «Кочегара», которого бандиты используют для сокрытия своих преступлений, оказывается в подобном положении.
![](https://static.tildacdn.com/tild3666-3237-4931-a563-336331386664/photo.png)
Музыка
Немалую долю любви культовой дилогии «Брат» принёс саундтрек, тщательно подобранный самим режиссёром. По признанию его вдовы, художницы по костюмам Надежды Васильевой, Балабанов часто начинал работу над фильмом именно с выбора музыки.
Одна из основных черт саунд-дизайна его картин — полное соответствие времени, в котором разворачивается действие. Музыкальное сопровождение не просто играет роль фона. Оно также фиксирует черты эпохи (фокстрот в «Счастливых днях») или персонажа (русский рок в «Брате»), создаёт напряжение (снова русский рок в «Брате 2» и «Войне») и усиливает контраст между утопией и реальностью (позднесоветские эстрадные хиты в «Грузе 200»).
Вам не нужно смотреть все фильмы из списков «Топ-10 режиссёров десятилетия» — мы сделали это за вас. Даём готовое мнение о фильмах и режиссёрах, чтобы в споре со знакомыми вы могли аргументировать свою позицию:
![](https://static.tildacdn.com/tild6139-6166-4832-b037-343866663833/___.png)
Фактура
С помощью натурных съёмок, исторически точных деталей, работы со светом, приглушённых цветов или вовсе чёрно-белого решения режиссёр в соавторстве с оператором — сначала с Сергеем Астаховым, а позже с Александром Симоновым — создавал неприветливые, но атмосферные миры, близкие русскому зрителю, даже если речь шла о 20-х годах XX века.
Пространство, в котором обитают персонажи, порой не менее важно, чем они сами или их история. Поэтому Алексей Октябринович чаще прибегал к средним и общим планам, а после перерыва в съёмках в начале 2000-х и вовсе почти отказался от крупных планов.
Кино в кино
Один из лейтмотивов картин Балабанова — это кинематограф как таковой. Даже если оставить в стороне ленту о подпольных эротических съёмках в России начала XX века («Про уродов и людей»), кино в той или иной форме появляется в каждом фильме режиссёра. Потасовка во время съёмок клипа становится судьбоносной для Данилы Багрова, актёр Джон Бойл вместе с невестой попадает в чеченский плен, а морфинист Михаил Поляков пускает себе пулю в голову на киносеансе.
В том, как именно предстаёт кинематограф в картинах Балабанова, можно разглядеть своеобразное программное заявление. Для режиссёра такие отсылки — это не признание в любви к индустрии и не воспевание эскапистской функции кино. Напротив, это высказывание о кинематографе как о безжалостно реалистичном способе запечатлевать дух эпохи.
![](https://static.tildacdn.com/tild6133-6630-4836-a264-336436623565/1.png)
Игра в жанр
Дебютные «Счастливые дни» и провокационные «Про уродов и людей» принесли Балабанову признание критиков и фестивальной публики. Но народную любовь завоевал в первую очередь жанровый «Брат» — пожалуй, главный постсоветский боевик.
Вслед за дилогией должна была выйти драма с антиколониальным посылом «Река», но фильм остался незаконченным из-за гибели Туйары Свинобоевой, исполнительницы главной роли. А спустя два года оборвалась жизнь Сергея Бодрова-младшего, близкого друга Алексея Октябриновича.
После перенесённых утрат Балабанову пришлось взять паузу, чтобы затем вернуться с непривычной для него чёрной комедией «Жмурки» и пронзительной мелодрамой «Мне не больно». За ними последовали леденящий душу триллер «Груз 2000» и не менее жуткая экранизация Булгакова — «Морфий». Несмотря на новый формат, режиссёр с помощью жанровых приёмов продолжал в своей бескомпромиссной манере рассказывать «неудобные» истории и фиксировать приметы времени — «лихих девяностых», «потерянной» первой половины нулевых, начала советской эпохи в 1917 году и её излёта в середине 1980-х.
![](https://static.tildacdn.com/tild6361-3633-4761-b632-393733653861/photo.png)
На фоне жанровых работ причудливое роуд-муви «Я тоже хочу» одновременно и похоже, и непохоже на все предыдущие работы. Излюбленные типажи «лишних» людей и гнетущая атмосфера соседствуют со страхом смерти и неотделимой от него жаждой света и счастья. Фильм-притча — это исповедь и прощание режиссёра, который знал, что «Я тоже хочу» станет его последней работой. Премьера ленты состоялась на Венецианском кинофестивале 6 сентября 2012 года. Спустя восемь месяцев Алексея Балабанова не стало.
Кино — это отдельный вид искусства со своими правилами и приёмами. О некоторых из них мы писали в этом материале:
Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино
Легендарные актёры и режиссёры часто становятся объектами критики. Рассказываем, можно ли считать Николаса Кейджа гением, в видео нашего проекта:
![](https://static.tildacdn.com/tild3563-6537-4166-a632-643032393937/_.png)