Теодор Качинский (Унабомбер) — гений-математик, радикал и тероррист, рассылавший бомбы по разным адресам. Погибло трое людей, пострадало — 23. Какие мотивы двигали преступником? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Первую часть читай здесь:
Тед К. Унабомбер: как математик-гений стал анархистом-взрывателем. Часть I
Качинский против индустриального общества
В 1995 году в газету «Нью-Йорк Таймс» пришло письмо, в котором говорилось, что взрывы прекратятся, если ведущие газеты США опубликуют манифест «Индустриальное общество и его будущее».
Главными злодеями Качинский называл ученых — они дают людям развращающие их технологии. Ученые должны быть уничтожены, когда объявленная Унабомбером революция победит. После этого люди вернутся к первобытной жизни, станут крестьянами, рыбаками и скотоводами. Технологии, государства, корпорации — все это останется в неправильном прошлом.
Владельцы СМИ задумались. Первым, кто заявил о готовности опубликовать манифест, стал «Пентхаус», журнал для взрослых. Качинский воспринял это почти как осквернение его труда. Снова посыпались угрозы: если на страницах неподобающего для манифеста «Пентхауса» все-таки появятся его мысли, произойдет еще один взрыв. В итоге манифест опубликовала газета «Вашингтон-Пост».
Качинский добился своего и действительно прекратил теракты. Вероятно, он думал, что после публикации у него появятся многочисленные преданные сторонники. Но люди продолжали жить свою неправильную жизнь, вовсе не торопясь отказываться от технологий и возвращаться к общинам. Качинский признавался, что устраивал взрывы именно для того, чтобы наделать шум, а после транслировать свои мысли на страницах самых престижных газет. Он победил, ведь издания все опубликовали. Но он также и проиграл, ведь его идеи никто не разделял. Несколько загубленных жизней, десятки пострадавших людей и миллионы живущих в страхе — все было зря.
Основные положения манифеста
Качинский был известным неолуддитом. Движение было распространено в первой четверти XIX века в Англии во время Промышленной революции. С точки зрения луддитов, машины вытеснили из производства людей, что приводило к безработице.
Неолуддизм — движение, которое продвигает идеи ограниченного использования передовых технологий и возвращения к более примитивным.
Центральным понятием для Унабомбера является власть. Из нее и рождается понимание свободы, которую индустриальное общество отбирает у человека. Качинский выделяет четыре элемента власти:
- Цели
- Усилие, необходимое для их достижения
- Успех в достижении хотя бы некоторых целей
- Независимость
Как это связано с властью? Для Унабомбера важна власть над собой, а не над другими, а это равно независимости. Власть над другими, по его мнению, присуща только системам и является безусловным злом. Жизнь оказывается чередой вызовов, которые человеку нужно каким-то образом преодолевать. Идеализированное общество в представлении Качинского выглядит так:
Человек оказывается наедине с природой, соответственно, его целями становятся собственные физиологические потребности. Удовлетворяя их, человек чувствует себя состоявшимся и счастливым.
Проблема современного мира заключается в том, что почти всем гарантировано удовлетворение физиологических потребностей. Из-за люди не могут реализовать процесс власти и страдают от депрессии и низкой самооценки. Всю культурную деятельность Унабомбер относит к суррогатным целям, а люди занимаются этим лишь от того, что первичные потребности реализованы и необходимо придумать хоть какой-то смысл в жизни. То есть, если мы откажемся от технологий, то снова станем счастливыми, ведь разрушим систему, которая имеет над нами власть.
При этом Качинский понимает, что неолуддитская революция с крахом технологий окажется страшной и болезненной, но, по его мнению, это будет наименьшее зло — своего рода страховка от худшего сценария в будущем. Качинский совершает ту же ошибку, что и его учитель Генри Дэвид Торо, поэт и мыслитель, ставший отшельником, а также многие французские просветители, грезившие о благородных дикарях. Унабомбер попадает в ловушку проекции: уйдя в лес и наслаждаясь одиночеством, он предполагает, что в подобных условиях любой человек будет столь же счастлив, и что в прошлом люди жили без современного индустриального общества примерно так же. Но он забывает, что далеко не каждый хочет жить в сарае без электричества, водопровода и отопления.
Преступник найден
Его брат Дэвид Качинский, точно так же как и тысячи других американцев, прочитал манифест и узнал идеи своего брата Теда. В доме их родителей нашелся черновик, по которому провели лингвистический анализ. Унабомбера нашли в его убежище в 1996 году. На суде он отрицал поставленный ему диагноз и пытался сменить адвокатов, настаивающих на том, что у их подзащитного шизофрения. Он считал, что статус психически больного человека подорвет авторитет его идей, хотя только это могло спасти его от смертной казни.
Теодора Качинского приговорили к нескольким пожизненным заключениям. 10 июня 2023 года Унабомбера нашли мертвым в камере Федерального медицинского центра в Северной Каролине. В 2016 году даже была опубликована его книга «Революция против технологий». У него появились последователи, которые считают его героем и пророком. Но всем очевидно, что бессмысленную революцию не повернешь вспять и не отменишь, как не отменишь преступления Унабомбера, которые унесли жизни людей.
Итак, из статьи ты узнал (-а), что:
- Качинский обещал прекратить рассылку самодельных бомб после того, как его манифест «Индустриальное общество и его будущее» опубликуют в газетах
- Качинский был неолуддитом и выступал за отказ от современных технологий и возвращение к более примитивной, простой жизни, в которой бы человек жил в гармонии с природой
- Преступника арестовали в 1996 году и приговорили к нескольким пожизненным заключениям