Обсценная лексика, или мат, встречается в нашей жизни повсюду: в разговорной речи, в кино, в музыкальных треках, и, конечно же, в литературе. Разбираемся, каким образом матерный язык влияет на книжный рынок и нужен ли он романах и стихах.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Брань в древности
Вопрос использования матерных слов в художественном языке остается актуальным на протяжении десятилетий и вызывает споры среди читателей, писателей, и даже на уровне правительств — многие государства вводили цензуру на брань на государственном уровне. Одни считают, что матерный язык необходим для создания правдивой и эмоциональной речи, другие — что использование бранных слов противоречит нормам морали и этики.
Уже в классической античной литературе можно встретить примеры обсценной лексики. В римской комедии, например, не было ничего необычного в использовании бранных слов и выражений — с их помощью проще всего было достичь желанного комического эффекта. Дело в том, что смеховая культура изначально базируется на совмещении «высокого» и «низкого». Драматический, полный внутренних переживаний монолог героя контрастирует с окружающей его пошлой действительностью, а шутовские кривляния резко выделяются на фоне серьёзных эпизодов трагедий. Так появилась трагикомедия, умело совмещающая смешное и печальное.
В средневековой европейской литературе также можно обнаружить многочисленные матерные слова и выражения. Чаще всего их использовали в сатирических пародиях (опять же, для усиления смехового эффекта) и при отображении низших сословий.
Начало жёсткой цензуры
С развитием литературы в XVIII веке ужесточилась цензура. Теперь использование обсценной лексики стало менее распространенным, потому что цензоры нещадно вымарывали и вырезали употребление матерных слов. Это произошло из-за разделения «литературной» и «нелитературной» лексики. Теперь людям из высшего общества стало неприглядно нецензурно браниться при дамах и вообще на светских мероприятиях: это порочило их репутацию.
Несмотря на цензуру, мат всё равно присутствовал в эпиграммах и памфлетах. Его закрывали звёздочками и опускали, но читатели могли считать первоначальный посыл. Например, у Пушкина есть стихотворение «Телега жизни»:
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, <***** мать!>
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, <***** мать!>
Последние два слова опускаются в большинстве изданий и информация об их содержании обычно приводится в сноске. Но сам Пушкин не стеснялся использовать бранные слова, называя мат «русским титулом». До нас дошло несколько других его стихов с обсценной лексикой помимо «Телеги жизни» — все они были зацензурены при публикации (либо вообще остались в черновиках).
Многие классические писатели и поэты считали, что использование бранных слов и выражений позволяет им создавать более правдивые и живые образы людей. Матерные стихи Сергея Есенина снискали ему славу распутника и «хулигана», а Владимир Маяковский использовал бранную лексику для создания отчётливых акцентов и посылов в своих стихах.
Современные книги
В XX веке использование матерных слов в художественном языке стало более широко распространенным. В восторжествовавшем модернизме (а после и в постмодернизме) не было места узким рамкам, в которые авторов пытались загнать раньше. Даже советская цензура не могла ничего поделать с обсценной лексикой — поэты и писатели печатались в андеграундных неофициальных сборниках, куда она не могла проникнуть.
В наше время книги пестрят изобилием «непечатных» выражений: сказывается появившаяся свобода и желание использовать то, что когда-то считалось ненормативным. В том, что теперь мат маркируется как обычная часть текста, виновата и современная постмодерновая культура массового потребления: широкое использование брани на телевидении и в кино приводит к стиранию прежних норм и устоев. Писатели, например Виктор Пелевин, Генри Миллер и Чарльз Буковски активно включают брань в свои произведения. Поэты сбрасывают прежние идеалы стихотворного текста с корабля современности, активно экспериментируют с рамками и границами дозволенного.
Мат — это одна из репрезентаций актуальной современности, поэтому не стоит опасаться его наличия в книгах. Это лишь один из литературных приёмов — наравне с метафорами, сравнениями и эпитетами.