«Бульвар Монмартр в Париже» Писсарро: разбор картины
Над серией картин «Бульвар Монмартр» Камиль Писсарро работал в период наивысшего расцвета своего творчества. Подобно серии «Руанский собор» Клода Моне он решил запечатлеть бульвар в разное время года и суток. В чем особенности этих полотен? Разбираемся в статье.
Камиль Писсарро, будучи зрелым и известным художником, снял номер в Гранд Отеле де Рюсси, чтобы написать тринадцать картин с видами бульвара Монмартр в Париже. Из-за проблем со зрением живописцу приходилось проводить время дома и писать работы из окон.
Он не хотел изображать памятники культуры или известных людей. Его привлекала настоящая жизнь Парижа. Бульвар Монмартр всегда был оживленным, там кипела жизнь. Это место художник и выбрал для серии полотен. Для него, как и для других импрессионистов, было важно показать впечатление от увиденного. Именно поэтому живописец писал один и тот же пейзаж тринадцать раз, но в разную погоду, разное время суток и года. Мы видим Монмартр в дождливый день, в утренней дымке, ночью под светом звезд, ярким и залитым солнцем. Только улицы остаются на полотнах такими же.
Движение — это жизнь
«Бульвар Монмартр в Париже» изображен многолюдным и оживленным. Появляются ассоциации с движением крови в теле человека. Писсарро показывает, что движение — это жизнь. Когда оно прекращаемся, жизнь замирает. Зритель видит бульвар глазами художника и чувствует восхищение Писсарро от увиденного сюжета. Париж здесь представлен как центр европейской культуры, который возник после общегородской перестройки барона Жоржа-Эжена Османа.
Стоит отметить, что живописец не использует серые оттенки. Бульвар у него изображен ярким и притягивающим взгляд. Художник передает настроение, цвет воздуха, атмосферу, живую толпу людей. Его техника на полотне смотрится легкой и изящной, что характерно для импрессионистов.
Обновленный Париж
Писсарро был впечатлен тем, что он мог «почти с высоты птичьего полета наблюдать экипажи, омнибусы, людей между большими деревьями, большими домами, которые нужно было расположить прямо». Также работа над серией картин помогла художнику лучше изучить свечение газовых ламп в окнах и свет, исходящий от новых электрических уличных фонарей. Таким образом мы видим новый Париж — теперь свет на улице идет с фонарей, а вместо лошадей ездят машины.
Картину «Бульвар Монмартр в Париже» сначала приобрел Э. Т. Депо, а потом русский купец М. П. Рябушинский. Полотно хранилось в Третьяковской галерее, позже Сергей Щукин и Иван Морозов решили объединить современное искусство в Государственном музее нового западного искусства. А потом «Бульвар Монмартр в Париже» переехал в Эрмитаж.
Некоторые картины этой серии находятся в частных коллекциях.