До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как обходили сухой закон в США

Сухой закон — это время гангстеров, автоматов Томпсона, расцвета коррупции и чёрного рынка. Вступив в силу в 1920 году, за тринадцать лет он показал свою полную неэффективность. Американцы не перестали пить, а их изобретательность в желании обойти запрет породила настоящую теневую экономику. Правительство Штатов, нуждаясь в деньгах в период Великой депрессии, в итоге вновь легализовало продажу спиртного в 1933 году. В статье узнаем, на что шли люди в Америке в погоне за алкоголем.
Время чтения: 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Появление подпольного бизнеса

Введение сухого закона вывело на поверхность людей, желавших на нём заработать. Появились и новые профессии — бутлегеры и муншайнеры. Первые представляли собой контрабандистов. Название происходит от английского bootleg, обозначающего голенище сапога: за ним прятали флягу. Муншайнер — человек, который тайно делал и продавал алкоголь. Считалось, что люди этой профессии работали ночью, при свете луны.
Бутлегеры везли продукцию в Штаты как по суше, через Канаду и Мексику, так и по морю — с Кубы или Багам. Обычно это был виски или ром: слабый алкоголь приносил меньше выгоды. Для провоза контрабанды бутлегеры не только давали взятки, но и шли на хитрости. Так, к ёмкостям подвязывали мешки с солью. В случае угрозы товар сбрасывали в море, и через некоторое время он снова всплывал.
Выгода от продажи алкоголя превышала риски. Доход в сотни процентов быстро поднимал по социальной лестнице вчерашних бедняков.
Состояние на бутлегерстве делали совершенно разные люди: от гангстера Аль Капоне до Джозефа Кеннеди, отца будущего 35-го президента США. Явление нашло отражение и в культуре. Бутлегером был герой романа Фицджеральда «Великий Гэтсби» Джей Гэтсби.
Люди выпивали в тайных барах, которые называли спикизи — от английского speak easy, «говорить тихо». Такие заведения располагались в самых неожиданных местах: от кофеен до похоронных бюро. Доступ туда был ограничен, а чтобы получить спиртное, требовалось знать кодовое слово. Алкоголь часто был суррогатный, и барменам приходилось экспериментировать, чтобы скрыть недостатки. Так в США возникла коктейльная культура.
В самих Штатах производство также процветало. Для него использовали технический спирт, в который правительство предусмотрительно добавляло метанол. Смертельные отравления стали обыденностью, но число потребителей и количество заведений увеличивалось. Скоро их стало больше, чем до запрета. Некоторые, не доверяя качеству крепкого алкоголя, пытались найти замену — и находили её в тяжёлых наркотиках.

Винные кирпичи и причастия

Виноделам в этот период тоже было чем заняться. Им разрешили изготавливать виноградный сок, и они продавали его концентрат с подробной инструкцией, что не стоит делать, чтобы получилось вино. Так ответственность за конечный продукт оказывалась на покупателе. Именно тогда появились «винные кирпичи», которые спасли американскую винную индустрию.
Поскольку у «кирпичей» не было конкуренции, цена за них была также завышена в несколько раз. Прибыль виноделен оказалась даже больше, чем до запрета. При этом производители начали делать «кирпичи» из более дешёвого сорта винограда, из-за чего страдало качество.
Чтобы вкусить любимый напиток, у американцев оставался ещё один путь — церковь. Вино использовалось как элемент причастия, из-за чего число прихожан резко возросло. Несмотря на строгий контроль, обрядовый напиток также стали продавать, а священники превратились в бутлегеров.

Выпивка вне страны

Чтобы обойти сухой закон, человеку достаточно было выйти из юрисдикции страны. Доступных способов было несколько.
В некоторых штатах популярностью пользовались морские прогулки. Цена на билет была небольшой, а сами судна после отправления отходили чуть дальше береговых вод страны. Так появились алкокруизы, которые курсировали вдоль берегов Соединённых Штатов. Затраты в барах окупали дешёвый проезд, а поездки длились максимум пару дней. Обеспеченные граждане приобретали полноценные туры на Кубу, но вариант выпить недалеко от дома был популярнее.
Был и другой способ выйти из юрисдикции США: просто зайти в посольство другой страны. Его территория считается частью территории государства-представителя. Этим пользовался один из главных пропагандистов сухого закона президент Герберт Гувер. Сторонник «великого социального эксперимента» был не раз замечен в посольстве Бельгии с бокалом мартини.
Герберт Гувер

Алкоголь как лекарство

В то время спиртное было и лекарственным средством. Запрета использования его в лечебных целях не было, что породило чёрный рынок поддельных справок. Фармацевты и врачи быстро начали делать себе состояние. В стране стремительно открывались аптеки. В столице бутлегерства, Нью-Йорке, через год после введения «сухого закона» их появилось более семисот.
Рост числа больных, которым требовался алкоголь, насторожил правительство. Оно установило ограничения как для пациентов, так и для тех, что выписывал спиртное на все случаи жизни. Но за соблюдением норм следили слабо, и большинство врачей не потеряли свои лицензии.
При этом фармацевты иногда торговали откровенным контрафактом. Например, настойкой «ямайская имбирная» с добавлением вещества, которое сейчас используется в машинных маслах. Оно вызывало паралич и судороги, но при этом тогда считалось целебным. От этих и других некачественных напитков за всё время действия закона пострадало около 10 тысяч человек.
Эффект в итоге оказался противоположен ожиданиям. Люди в Штатах стали пить больше, а сам алкоголь стал хуже. Всеобщее нарушение запрета подорвало уважение к праву. В результате появилась мафия, которая переносила рабочую схему бутлегерства на другие сферы — торговлю оружием, проституцию и т. д. После отмены закона бутлегерство ещё десятилетия оставалось головной болью для правоохранителей. Подобные результаты не уникальны и повторялись в других странах, использовавших полный запрет спиртного для борьбы с пьянством.
ИСТОРИЯ