Кирилл Серебренников — режиссер, чьи фильмы стабильно отправляют на премьеру в Канны. В чем новаторство Серебренникова и почему его так любят? Разбираемся в статье.
В адрес Серебренникова, как и почти каждого режиссера, снимающего кино о России, часто летят обвинения в «очернении» родины. И правда, мало какой фильм режиссера можно назвать позитивным. «Ученик» — история религиозного психоза обычного школьника, «Петровы в гриппе» — фантастическая фантасмагория в сеттинге российского города.
Кино Серебренникова действительно политическое. Вот, что сам режиссер подразумевает под этим: «Я думаю, что политическое кино — оно не про аспекты современной политики, а про то, что происходит с людьми здесь и сейчас, в России. Мне кажется, ничем другим вообще не стоит заниматься. Ни в театре, ни в кино».
Нагота как стихия
Почти все работы Серебренникова, будь то кино или спектакль, щедро показывают обнаженные тела. Появляться они могут как в совершенно естественных сценах (купание в «Лете»), так и в неожиданных местах (детские воспоминания главного героя «Петровых в гриппе»).
Режиссер этого не отрицает и подробно объясняет, почему так: «Идеальный театр для меня — это голый человек на пустой сцене, любого пола. Это человеческое тело, которое не врет. В каждом моем спектакле есть огонь, вода, земля и есть человеческое тело. Это одна из частей моей вселенной, того языка, который мне необходим. Я никогда не делаю человеческое тело сексуальным, его воспринимают как арт-объект».
Сочетание театральности и кинематографичности
Серебренников — и кино-, и театральный режиссер. Между двумя этими воплощениями у него нет противоречий, что редкость среди его коллег. Кинорежиссеры часто ставят спектакли в театре, но не задерживаются там. Серебренников же — человек, совмещающий и международные фестивали, и художественное руководство в крупном театре.
Кино он спокойно переносит на сцену и наоборот. Еще в первом московском спектакле Серебренникова «Пластилин» (2001) было множество совершенно киношных сцен и отсылок к фильмам — например, к «Заводному апельсину» Кубрика.
Вредные советы
Кирилла Серебренникова, как и многих именитых режиссеров, уже не раз спрашивали, почему какое-то кино хорошее, а другое — плохое. Собрали для вас все «рекомендации» для того, чтобы снять худший фильм по мнению Серебренникова:
Снимайте блокбастеры, ведь в этом жанре России нет равных.
Снимайте только ради того, чтобы заработать деньги, другой мотивации у режиссера быть не должно.
Снимайте только фестивальное кино о России, пусть его смотрят итальянцы и французы, но не россияне.