Искусство всегда играло важную роль в освещении исторических событий и общественных изменений. Живописцы XIV века, заставшие чуму, отображали ужасы этой болезни на своих полотнах. Рассказываем о том, как эти изображения помогли сформировать современные представления о чуме.
Время чтения: 4 минуты.
Что такое «чёрная смерть»?
Черная смерть, также известная как эпидемия чумы, — одна из наиболее разрушительных и смертоносных эпидемий в истории человечества. Она охватила Европу в середине XIV века.
Чума принесла не только физические страдания миллионов, но и социальное разрушение. Искусство стало важным средством передачи этой трагедии и позволило художникам выразить глубину переживаний, связанных с этим событием и запечатлеть его масштаб. Они создавали произведения искусства, на которых изображали маски, скелеты, покойников и другие символы черной смерти — от масштабных живописных полотен до гравюр.
В поэзии и прозе тоже была распространена эта насущная тема: чёрная смерть присутствует в произведениях Бокаччо и Петрарка, роман Даниэля Дефо «Дневник Чумного года» подробно описывает события великой чумы в Лондоне, а сохранившиеся трактаты врачей и учёных того периода образуют целую область литературы — «чумные сочинения».
На курсе-саммари «Как читать картины» вы получите готовую инструкцию по анализу скрытых смыслов произведений искусства.
Dance Macabre
С эпидемиями чумы связано появление традиционного жанра европейской средневековой иконографии — Dance Macabre, «пляски смерти». Это сюжет со стихотворным комментарием, представляющий собой танец скелетов, олицетворяющих смерть. Они приходили за каждым: художники изображали сцены, где смерть и её слуги завлекают в свои танцы людей из разных слоёв общества. Эти произведения искусства часто содержат моралистические послания о непредсказуемости смерти и непреходящей природе времени.
Одним из самых знаменитых художественных произведений, связанных с этим мотивом, является серия гравюр «Образы Смерти» Ганса Гольбейна 1524—1526 годов. На них изображены различные персонажи, включая короля, рыцаря, пастуха, доктора и женщину. Это был аллегорический комментарий художника к немецкой действительности 16 века: голоду, болезням, восстаниям и войнам.
Ответвлением от этого жанра являются изображения, показывающие игру со смертью. Пример такого — фреска Альберта Пиктора в церкви Тэбы в Швеции
Живопись
Картина, которую часто приводят в качестве иллюстрации мора, «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего, написана около 1562 года. По сути, она не имеет прямого отношения к изображению какой-либо эпидемии: в её центре — повествование о тотальности смерти. Скелеты-посланники из загробного мира уничтожают всех живых и оставляют за собой выжженную землю. Это одновременно и реакция на политическую обстановку в Нидерландах того периода — конфликт с Испанией постепенно обострялся, а через пару лет после написания картины вспыхнуло восстание за независимость.
В 1630 году французский художник Никола Пуссен написал картину «Чума в Ашдоде». Он изобразил ветхозаветный эпизод, описанный в Книге Самуила. Но фактически на картине изображена бубонная чума, бушевавшая в те года в центре и на севере Италии. Пуссен был свидетелем этой чумы — он не заразился сам, но наблюдал все связанные с болезнью бедствия: неубранные с улиц тела, разрушение семей, обострение социальных конфликтов на почве страха перед заражением (летальных исходов было гораздо больше, чем выздоровевших пациентов).
Самые частые образы
Скелеты были одним из наиболее распространенных образов. Они напоминают смотрящим о скоротечности человеческой жизни. Скелеты, танцующие с живыми, оплакивающие умерших и марширующие среди разрушений — символы средневековой эпохи.
Маски также использовались для представления черной смерти в искусстве. Они символизировали анонимность и равенство перед смертью, указывая на то, что ни знатные, ни простые люди не могли избежать ее прихода. Маски на лицах танцующих или умирающих людей, создавая атмосферу мистики и загадочности.
Изображение покойников и умирающих — тоже сильный символ чёрной смерти. Художники передавали ужас и масштаб эпидемии, изображая их среди руин, и выжженных земель. Эти сцены естественным образом вызывают чувство отчаяния и беспомощности у зрителей.
Чтобы иметь готовое мнение по любому вопросу, когда о нём спросят, слушайте курсы-саммари по подписке.
О том, как художники играют с контрастами и оттенками, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом
Рассказываем подробнее о чёрном квадрате, а заодно — об авангардистских выставках и обществах: