Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему экранизация «Войны и мира» от ВВС не идеальна?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Елизавета Фандорина


Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого – монументальное произведение русской классики. Ввиду своего объема, сложности и многогранности он куда менее популярен в мире, чем «Анна Каренина». Тем не менее первые экранизации романа появились еще в эпоху немого кино. Последней и, пожалуй, самой громкой и скандальной вышла последняя экранизация от BBC 2016 года. Мнения критиков и зрителей разделись, но равнодушным не остался никто.


Почему эта экранизация получилось хоть и яркой, но не идеальной?

Ожидания от BBC


«Война и мир» – один из самых дорогих проектов в истории BBC. Сценаристом мини-сериала выступил легендарный Эндрю Дэвис, который работал над образцовыми экранизациями: это «Гордость и предубеждение» с Колином Фертом и «Ярмарка тщеславия». Режиссером выступил молодой театральный режиссер Том Харпер, в чьем послужном списке на тот момент самой известной работой был сериал «Острые козырьки».


Актерский состав – сложившиеся драматические актеры, которые не раз доказывали свой талант (Джим Бродбент, Джиллиан Андерсон, Кен Стотт и др.) и молодые звезды (Пол Дано, Джеймс Нортон и Лили Джеймс). Что могло пойти не так? Ведь англичане снимают лучшие костюмные драмы, с большой бережностью относятся к нравам эпохи, а мастерство передачи страстей дворянской среды лишь полунамеками, допустимыми в рамках этикета, освоили уже давно.

Что осталось от первоисточника?


Задача режиссера всегда заключается не в построчном переносе текста на экран, а в том, чтобы передать дух произведения. Объем «Войны и мира» требует сериал в несколько сезонов, поэтому то, что 6-серийная история Харпера не сможет включить себя все сюжетные линии, было понятно с самого начала.


«Война и мир» 2016 года отличается от всех предыдущих версий тем, что это сериал, снятый с безусловной любовью к первоисточнику, но намеренно отошедший от всех каноничных трактовок.


Пытаясь уложить огромный роман в 6 серий, создатели сосредоточились на светском мире и мелодраматичных линиях. Здесь Пьер Безухов и Андрей Болконский прежде всего герои романтической драмы, а затем уже мыслители, пытающиеся понять суть жизни и судьбу России. Заострены светские нравы и развлечения – то, о чем в романе говорилось лишь намеками, зрители увидели во всей красе. Роман брата и сестры Курагиных, который в книге был лишь сплетнями, любовная сцена Долохова и Элен и прочие вольности, немыслимые в литературе XIX века, могут рассердить зрителя, привыкшего к целомудренным экранизациям.


Русский дух


Сосредоточенность на любовных и семейных драмах в красочных декорациях, минимальное вмешательство социальных и политических коллизий в мирную жизнь – все это роднит «Войну и мир» с экранизациями Джейн Остин и Англией эпохи Регенства. Об этом упоминают и британские критики, которым перипетии Ростовых-Болконских напомнили чисто английскую историю.


Но это два непересекающихся мира, где хоть и царит мода на все французское, а дамы носят похожие платья и читают те же романы, всё же есть большая разница менталитета и бытовых моментов. И проявляется это различие не в салонных разговорах, а в связи с русской культурой и простым народом. Признать в русских аристократах близость с простыми крестьянами было новаторским решением.


Британцы тактично не стали вступать на поле чужого патриотизма и достаточно запутанных переживаний героев о судьбах России. История о декабристах, религиозных муках и духовных переворотах занимает минимум места в повествовании. Возможно, это к лучшему – британцы не стали пытаться взвалить на себя непосильную задачу передать философские размышления Льва Толстого, которые продолжают ставить в тупик и русских режиссеров. Тем более что обошлось почти без «клюквы» и старых клише, что, к сожалению, не отменяет непонимание реальности России начала XIX века.


Герои


Во всем мире чаще вспоминают красочную и совершенно декоративную «Войну и мир» Кинга Видора 1956 года, где главные роли исполнили Одри Хепберн, Генри Фонда и Мел Феррер. Одри Хепберн долгое время считалась образцовой Наташей Ростовой, а сам фильм стал причиной, по которой в СССР началась работа над собственной экранизацией. На эпопею Сергея Бондарчука были потрачены колоссальные средства, а сам фильм снимался несколько лет. Результат – «Оскар» за лучший иностранный фильм и звание каноничной экранизации в России. Наташа в исполнении Людмилы Савельевой как будто сошла со страниц романа, не уступал ей и Вячеслав Тихонов в роли князя Болконского.


В новом прочтении «Войны и мира» Наташу исполняет Лили Джеймс. К сожалению, она оказалась слабым звеном в трио главных героев – чрезмерно раскованная, ведущая себя неуместно своему положению, кроме того, как будто слишком взрослая и даже искушенная. Джеймс Нортон в роли князя Андрея, покоривший англоязычный мир (он даже был назван новым мистером Дарси), действительно хорош.


Но его затмевает превосходный Пьер Безухов, которого сыграл Пол Дано. Актер, известный на тот момент ролями в инди-фильмах, показывает невероятный диапазон и создает образ Пьера, который за всю историю кино ближе всех подошел к книжному герою. Дано удалось даже в урезанном сценарии передать сложный путь духовного преображения своего героя. Если Наташа оказывается главным минусом сериала, то Пьер, безусловно, его главное украшение.

Детали эпохи


Несмотря на то, что сериал снимали частично в России, в том числе в Петербурге и под Новгородом, а костюмы предоставлял Ленфильм, исторических ошибок в сериале достаточно. Неуместная царская пышность интерьеров (не вся жизнь дворян проходила в императорских дворцах), неумелое изображение русской церкви и обрядов (чего стоит одна Наташа в странно повязанном платке), образы Элен, которые больше напоминают период ар-деко ХХ века, – всё это не может не удивлять. Особенно если вспомнить дотошность, с которой BBC воспроизводят тот же период в Англии.


Финал


В финале сериал окончательно уходит от текста Толстого и показывает нам героев в почти пасторальном виде: летают бабочки, Наташа смеется, вокруг бегают дети. Достойный финал для тех, кто не читал роман и следил за захватывающими перипетиями в жизни героев. И это объясняет, зачем и для кого этот сериал создан – это не попытка превзойти эпос Бондарчука или открыть новые грани романа Толстого.


«Война и мир» BBC – это незамутненный взгляд человека, который не писал в школе сочинения о дубе и Болконском. Это семейная сага, в которой война лишь заставляет острее почувствовать радость простых удовольствий мирного времени, это любовная история о долгом пути к семейному счастью. Очень по-английски. Наверное, так бы выглядела книга Джейн Остин, если бы она написала историю о своих современниках из России.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
МНЕНИЕ