Работа написана в рамках обучения на курсе «Искусствовед. Мастер»
Автор: Марина Алексеева
Всерьез представить мир без искусства невозможно. Потребность самовыражаться родилась вместе с человеком. Но существует ли жизненная необходимость в понимании искусства? Весомо ли мнение современников? Или надежнее обратиться к классикам?
Сегодня в мире существует огромное количество способов получения информации. Мы выбираем между поиском и анализом текстов, визуальными рядами, аудиоверсиями. Однако образы, которые обращаются напрямую к чувствам, находят самый короткий путь.
Создание произведения искусства — такая же сложная способность человеческого мозга, как научная или техническая работа. Художник творит из земных материалов при помощи рабочих инструментов. Но вместе с физическим объектом на свет появляется смысл. Произведения искусства, помимо конкретных качеств, обладают некоторыми свойствами, которые нельзя измерить.
Вот, например, «Скамейка-хребет», выставленная в саду Бенуа в 2020 году в разгар пандемии и изоляции. Одинокое чугунное основание старой парковой скамейки. Узкие рейки выкрашены в белый цвет. Их изгиб намекает на хребет, как будто это кто-то живой. Как же устоять такой малышке на двух ногах? Она выглядит растерянной, как и мы в то лето. Факт ее существования абсурден, ведь раньше скамейки предназначались для компаний. А тут с трудом поместится один человек, да и тот вряд ли отдохнет.
Этот арт-объект вызывает чувство неустойчивости и тревоги, моментально передает настроение лета 2020 года, а также вызывает сопереживание и документирует события.
Искусство без ненужных объяснений переходит сразу к сути вопроса. На Триеннале современного искусства инсталляция «Метрополис» занимала темную комнату и демонстрировала романтичный вид огней ночного города из иллюминатора самолета. Внимательно рассмотреть пейзаж зритель мог, когда «вставало солнце» и в зале включался свет. Правда представляла из себя груду мусора. Высотки превращались в банальные упаковки тетрапак. Расстояние до «Метрополиса» резко сокращалось из-за изменившегося масштаба. С небес наблюдатель переносился на землю, с высоты птичьего полета — на уровень взгляда человека. На самом деле город оказался помойной ямой. Как будто ежедневные новости, которые слушают, но не слышат, попали в зум-объектив. А городу и горожанам дали живописную характеристику.
Принято считать, что с конца двадцатого века в искусстве набирает силу «социальный поворот».
Творческое объединение «Наденька» — союз пяти художниц. Объекты инсталляции «С праздником! Всех прав!» специально созданы для привлечения внимания к проблемам женщин. Произведения представляют собой вышитые салфетки и прихватки. Кухонные безделицы, предметы домашнего женского рукоделия наивны. Девушки работают с тканью и вышивкой. Сто лет назад женщины держали в руках эти материалы. Ста лет еще не исполнилось многим женским правам.
Эти «бытовые» вещицы контрастируют c серьезностью проблемы, подчеркивают беззащитность слабого. Неровный шрифт «поздравлений» противопоставляется структуре закона. Мягкая ткань — силе удара кулака. Вместо требования — поздравление с Новым годом. Клеймом на рукавице стоит дата: 2016 год — закон о домашнем насилии не принят.
Искусство фокусирует внимание на деталях, меняет привычный ракурс.
Любопытно увидеть себя со стороны глазами художника. Скульптурные объекты Александра Кутового — это переработанные античные артефакты. Мраморные изваяния жителей Олимпа не просто запечатлевают красоту. Они работают снарядами для достижения цели амбициозного современного человека. Гимнастический Пегас не унесет в небеса. У него нет крыльев. Зато он позволит оседлать мифическое животное жителю двадцать первого века. Афродита поможет заботится о красоте бицепсов. Ника приведет к победе того, кто не пропускает занятия на турнике.
Художник проводит ироничную параллель между двумя эпохами. Античному спортсмену-пятиборцу требовалась разносторонняя подготовка и результативность. К такому спортсмену благосклонны зрители и боги. Сегодняшний мир ждет человека, одинаково успешного на работе и в социуме, при этом обладающего идеальным внешним видом и умеющего разбираться в искусстве.
Взаимодействие с историей и историей искусства происходит каждый день. Художники цитируют классические сюжеты, переосмысливают приемы старых мастеров.
Вот, например, малая пластика «Русское гостеприимство». Изображение ржаного каравая в натуральную величину невероятно реалистично. Горбушка словно присыпана мукой. Хлеб, как и полагается, лежит на вышитом рушнике. Цвет и шероховатая фактура чугуна с точностью передают треснувшую в печи корочку. Вместо соли в солонке — кристаллы Swarovski.
Скульптор работает в академической технике. И только неожиданный выбор материала переворачивает взгляд на то, что стоит за символом русского гостеприимства.
Искусство, созданное нашими современниками, образно и ярко рассказывает о жизни. Эмоциональность повествования создает ощущение диалога. Сформулированная, облеченная в материал идея собирает вокруг себя единомышленников. Оно настойчиво и безжалостно открывает глаза на правду. Беспристрастно запоминает поступки и проступки. Рассматривает привычные вещи с провокационных ракурсов.
В произведениях искусства нетривиальным образом хранится и передается информация. Язык искусства развивается и меняется. В различные периоды времени символы и выразительные приемы сильно разнятся. Чтобы научиться «бегло читать», требуется тренировка, но старания самых упорных будут вознаграждены доступом к хранилищу, создаваемому тысячелетиями. Каждая эпоха оставляет главу о себе, и наша — не исключение.
В конечном итоге современное искусство влияет на качество нашей жизни и дает шанс оставаться людьми.
Автор: Марина Алексеева, студентка профессионального курса «Искусствовед»
inst: @marina_a_alexeeva
Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей!
| VK |YouTube|Сайт