Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему экранизация «Портрета Дориана Грея» с Беном Барнсом не удалась

ЛИТЕРАТУРА КИНЕМАТОГРАФ
«Портрет Дориана Грея» — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда и его самое успешное произведение, которое экранизировалось десятки раз. В кино Дориан Грей даже превращался в женщину и фотомодель и воевал с Томом Сойером! Но мы предлагаем поговорить о фильме 2009 года с Беном Барнсом в главной роли, который претендует на то, чтобы быть аутентичной экранизацией.

Почему это фильм, несмотря на его яркость и эффектность, всё-таки не удался?

Время чтения: 4 минуты

Роман


Несмотря на любовь читателей, Оскар Уайльд был осужден критиками и борцами за нравственность — они называли роман аморальным произведением. Недовольные требовали запретить книгу и судить автора. Тем не менее «Портрет Дориана Грея» стал манифестом эстетизма и одной из самых популярных книг в мире.

Эстетизм был идеологией, которая противостояла строгой викторианской морали. Её сторонники заявляли, что эстетические ценности преобладают над этическими и религиозными установками.

Каждый может научиться разгадывать смотреть кино как профессионал. Ловите вашу готовую программу курсов, чтобы вести блок о кино!

Пожертвовавший всем ради красоты Дориан Грей — это герой, который доводит идеи эстетизма до абсолюта. Сам Оскар Уайльд был денди, и его образ жизни был очень похож на тот, который он приписывает лорду Генри.

Сюжет


Конечно, не может быть такой экранизации, которая бы дословно воспроизводила оригинальную книгу. Всё дело в том, насколько уместны изменения в сюжете. От режиссера Оливера Паркера ждали очень многого, ведь это была его третья экранизация произведения Оскара Уайльда.

Но несмотря на то, что предыдущие фильмы вышли удачными, «Портрет Дориана Грея» не повторил успеха предшественников. В чём же дело?

Оливер Паркер блестяще начинает историю: Бен Барнс, хоть и не голубоглазый блондин, отлично вписывается в образ прекрасного юноши, попавшего в сети порока, а изменение истории его первой возлюбленной Сибилл (смерть который становится первым грехом Дориана) и отсутствие некоторых линий не кажутся критичными.

Но во второй половине фильма режиссёр совершает промах и вводит в сценарий новую героиню — дочь лорда Генри. Количество существенных изменений превышает критическую норму, и фильм окончательно расходится с книгой. Дориан Грей влюбляется в дочь лорда Генри, и в стремлении к настоящей любви он вполне искренне готов к изменениям. Мало того, что книжный герой к этому моменту не способен на подобные чувства, даже в фильме этот поворот сюжета кажется нелепым.


Визуальные решения


Ещё вызывает вопросы художественное оформление фильма. В предыдущих экранизациях Уайльда режиссёр был аккуратен, но в этот раз он совершенно не выдерживает баланс — особенно это бросается в глаза в случае картины.

Портрет Дориана Грея не просто старел вместо него, на его внешности также отражался каждый аморальный поступок героя. И в фильме доведение до самоубийства юной девушки вызвало у картины лишь усмешку. Но во второй части фильма портрет не просто меняется, он стонет, покрывается червями, и сцены с ним больше напоминают фильмы ужасов.

Но чем это обусловлено? Выходит, что на тот момент, когда Дориан влюбляется и пытается исправится, картина продолжает трансформироваться, хотя причин для этого уже нет. Такое серьёзное нарушение логики сильно портит впечатление.

Ключевая идея


В оригинале отношения между Дорианом и лордом Генри отсылают нас к истории Фауста и Мефистофеля. Но Лорд Генри во второй половине фильма совершенно неожиданно из искусителя превращается в морализатора, перехватив, видимо, эту роль у Бэзила Холлуорда — художника, написавшего портрет Дориана, и одновременно его духовного ангела-хранителя. В книге после смерти Бэзила Дориан лишается последней надежды на искупление, ведь рядом не остается человека, который сможет его направить к свету. Но фильм совершенно неожиданно передает эту роль искусителю.

Важно, что Уайльд в книге лишь намекает на грехи героя, оставляя простор для фантазии читателей. В фильме этого простора нет. Здесь мы видим целый букет всевозможных пороков. В защиту этого решения хочется сказать, что в современной экранизации было бы бессмысленно показывать аморальные поступки времен Викторианской эпохи — они бы показались нам пустяками.


Но вот что фильму простить действительно сложно. Вместо того, чтобы подарить Дориану книгу (скорее всего, романа Ж. К. Гюисманса «Наоборот», который повлиял на Уайльда), которая должна была через силу искусства направить Дориана на путь эстетических наслаждений, лорд Генри приводит своего подопечного в бордель.

Роман Оскара Уайльда ведь на самом деле не о пороках и наказании за них, а об искусстве. Фильм совершенно потерял эту идею, сосредоточившись на демонстрации того, в чем писателя обвиняли противники романа, — безнравственности и охоте за наслаждениями.

Роман Оскара Уайльда — сложное для экранизации произведение. Но, к сожалению, в фильме от идей эстетизма и самого автора осталось лишь внимание к визуальным деталям и шлейф скандальности. Тем не менее благодаря великолепной актерской игре (чего стоит один Лорд Генри в исполнении Колина Ферта!) и красивой картинке — это не худшая попытка перенести на экран историю Дориана Грея.

Понравилась статья?
Читайте ещё об одной экранизации романа здесь.

Любите сравнивать книги с их экранизациями и определять, удалось ли режиссёру передать идею автора? Смотрите видео нашего проекта, чтобы узнать больше о знаменитой экранизации великого романа Джоан Роулинг:


Правое полушарие Интроверта