Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Марина Абрамович: как превратить трагичную любовь в искусство?


Даже если вы не интересуетесь искусством перформанса, вы точно слышали о сербской художнице Марине Абрамович. Она известна не только своими работами, но и историей любви с Улаем, ее партнером в искусстве и в жизни. На протяжении 12 лет они творили в соавторстве и были практически неразлучны.


Но какими в действительности были их отношения и как Марине Абрамович удалось превратить свою любовь в искусство? Давайте сегодня разберемся.

Автор: Алена Репина

Тело как арт-объект 

Марина Абрамович получила классическое образование: она училась в Академии изящных искусств, а позже преподавала. Однако живописи ей было недостаточно — так она пишет в автобиографии «Пройти сквозь стены». Для нее было важно заставить зрителя в полной мере сопереживать художнику, почувствовать с ним энергетическую связь, а не просто заставить его разглядывать картины.

Ее увлекала эстетика бунта, динамики, движения и катастрофы, но выразить ее в полной мере с помощью живописи казалось невозможным: Марине было тесно в рамках холста. В 1970-е гг. она стала заниматься искусством перформанса, объявив свое тело главным объектом и художественным средством своих произведений. При этом она специально ставила себя и зрителей в экстремальные условия. В серии перформансов этого периода художница вырезала звезду у себя на животе, лежала в горящей конструкции и многое другое.

Однако самой известной из ее ранних работ стал перформанс «Ритм 0» (1974 г.). В течение 6 часов художница неподвижно стояла перед зрителями в галерее, а рядом с ней были расположены 72 предмета: от совсем безобидных до ножей, бритвенных лезвий и пистолета. С их помощью зрители могли взаимодействовать с Мариной, как им вздумается.

Сначала посетители галереи вели себя благожелательно и мирно: они дали художнице розу, обнимали ее. Но, в полной мере осознав свою безнаказанность, некоторые стали по-настоящему атаковать беззащитную Абрамович. Ее резали лезвиями, домогались, толкали и раздевали, а кульминацией стал момент, когда один из зрителей прицелился в нее из заряженного пистолета.

Вывод очевиден: если предоставить человеку полную свободу действий, он быстро забывает о нормах, принятых в обществе, и легко проявляет жестокость. Но перформанс многое говорит и об авторе: Марина полностью отдавалась творчеству и превратила в искусство свое тело и даже свои отношения.

Соавторы

В 1976 г. в Амстердаме Марина познакомилась с Уве Лайсипеном (Улаем), который на 12 лет стал ее партнером и соавтором. В союзе с ним Марина продолжала исследовать границы своего тела и личности. Они постепенно сливались в одного художника, будто были половинками одного существа, «другого»; в автобиографии Марина называет это существо Улайи Марина. Они похоже одевались и ничего не скрывали друг от друга.

Особенно ярко Марина и Улай выразили суть своего союза в перформансе «Вдох/Выдох». Они дышали воздухом друг друга, соединив рты, будто в поцелуе. Спустя 17 минут кислород закончился, их легкие наполнились углекислым газом, и они потеряли сознание. Возможно, так они рефлексировали их соавторство: поглощая личности друг друга, растворяясь в другом человеке, они уничтожали себя.

Любовь как перформанс

В совместной работе Марина и Улай постоянно развивали и исследовали тему отношений между влюбленными. Так, в перформансе «Отношения в пространстве» (1976 г.) они разбегались в разные стороны и сталкивались, как бы соединяя женскую и мужскую энергии, желая создать нечто третье, а в работе «ААА-ААА» (1978 г.) кричали друг на друга до потери голоса.

Кульминацией можно назвать перформанс «Энергия покоя» (1980 г.), в ходе которого Улай целился отравленной стрелой в сердце Марине, в то время как лук удерживался весом обоих партнеров.

Работы Марины и Улая всегда были об одном и том же: о доверии между партнерами, о тех сложностях, с которыми они сталкиваются в отношениях. Главная тема их работ — это созависимость партнеров и их прямое влияние друг на друга: когда плохо одному, плохо и другому. Попытка достичь компромисса хорошо показана художниками в работе «Отношения во времени» (1977 г.). Они переплели свои волосы, сидя спина к спине, и провели так 17 часов. Если один расслаблялся и опускал голову, другому было больно.

В 1988 г. «Улайи Марины» не стало: творческий и романтический союз распался. Нельзя сказать, что они разошлись. Наоборот: они пошли с противоположных концов Великой китайской стены навстречу друг другу, чтобы попрощаться. Можно сказать, это был их последний перформанс.

Марина без Улая

Марина без своего соавтора продолжила успешную карьеру и стала обращаться к важным социальным вопросам. Она исследовала культурное наследие своей страны. Например, представила в 1997 г. на Венецианской биеннале работу «Балканское барокко»: на протяжении 4 дней очищала от мяса и отмывала от крови 2,5 тонны говяжьих костей, распевая народные песни и рассказывая жуткие истории. Так она выражала протест против конфликта на Балканах и переживала за судьбу родной страны. За эту работу она получила премию «Золотой лев».

Марина снова встретилась с Улаем в 2010 г. во время своего перформанса «В присутствии художника». Абрамович сидела за столом, который отделял ее от зрителя, и каждый желающий мог посмотреть художнице в глаза. Общаться с ней любым другим образом не разрешалось.

Вы когда-нибудь пробовали, не отрываясь, смотреть в глаза другому человеку на протяжении 10 минут? Каждый зритель переживал особенный личный опыт: некоторые плакали, другие смеялись. А когда напротив Марины сел Улай, у самой художницы навернулись слезы.

Улай без Марины

Конечно, со стороны встреча Марины и Улая выглядела как воссоединение влюбленных, которые не виделись 20 лет. Однако реальность оказалась гораздо менее романтичной. Если у Марины Абрамович сольная карьера сложилась успешно, то про Улая нельзя сказать того же. Он занимался концептуальным искусством и фотографией, но не достиг потрясающих успехов. Кроме того, позже, в 2016 г., Улай отсудил у Марины 250 тыс. евро за их совместные работы. Он утверждал, что Абрамович незаслуженно приписывала авторство работ себе, исключая его имя, и не платила ему отчисления, о которых они договаривались.

Тем не менее именно Марина Абрамович вошла в историю искусства как «бабушка перформанса» и до сих пор остается одной из самых известных представительниц этого направления. Она сделала свое тело произведением искусства, а всю жизнь превратила в перформанс — даже свою трагичную любовь.

Изучите историю и теорию искусств, арт-критику, философию искусства и арт-рынок на нашем профессиональном видеокурсе «Искусствовед»!


Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
VK |YouTube|Сайт