Журнал «Правого Полушария Интроверта»

На какие компромиссы шел Довлатов?

ЛИТЕРАТУРА
«Компромисс» Довлатова не просто рассказывает о жизни советской редакции и ежедневных вызовах, с которыми сталкиваются журналисты, но и заставляет задуматься о вечном поиске баланса между идеальным и реальным. Почему книга больше, чем сборник смешных новелл, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

О чем «Компромисс»

«Компромисс» Сергея Довлатова — это сборник новелл, основанный на личном опыте автора, который работал внештатным корреспондентом в газете «Советская Эстония» в 1970-х годах. Книга представляет собой остроумный и ироничный взгляд на жизнь советской редакции, где журналисты постоянно сталкивались с необходимостью идти на компромисс между своими убеждениями и требованиями цензуры.

«Компромисс» — это не просто соглашение или уступка, это скорее игра на грани, балансирование между собственной совестью и требованиями системы. Довлатов с юмором и иронией показывает, как журналисты пытаются сохранить свою индивидуальность, не теряя при этом работы, и как редакторы пытаются поддерживать видимость свободы слова, при этом следуя строгим правилам цензуры.

Сборник состоит из двенадцати глав, каждая из которых рассказывает отдельную историю о создании статьи для газеты. Автор сначала описывает реальные события и обстоятельства, которые привели к написанию материала, затем показывает, как эта история была искажена или изменена под давлением цензуры. В конце представляет саму статью, опубликованную в газете.
Обложка к сборнику новелл «Компромисс», 1981, Сергей Довлатов

Смысл эпиграфа

Эпиграф к «Компромиссу» играет важную роль в понимании текста и его подтекста.

Болтливое пустое ремесло

В любой воде плещи мое весло…

Это первоначальный эпиграф, взятый из стихотворения Иосифа Бродского. Он отражает ироничное и самокритичное отношение автора к своей профессии журналиста и писателя. Эти строки можно интерпретировать как выражение скепсиса по отношению к слову и сомнение в его способности передать истину.

Однако в последующем издании эпиграф был изменен на «Н. С. Довлатовой — за все мучения!». Это обращение к матери автора, Норе Сергеевне, добавляет личностный и эмоциональный характер тексту. Нора Сергеевна, будучи яркой женщиной, оказала значительное влияние на формирование мировоззрения Сергея Довлатова, в том числе на его чувство юмора и умение рассказывать истории.
Нора Сергеевна с маленьким Сергеем Довлатовым

Про смысл жизни

Рассмотрим эпизод в вагоне-ресторане, где Довлатов и Жбанков становятся свидетелями диалога между двумя майорами. Один из них настаивает на необходимости «линии отсчета» и «шкалы ценностей», в то время как другой утверждает, что «факт есть факт». Этот диалог отражает глубинный конфликт между необходимостью найти опорные точки в жизни и признанием того, что реальность часто остается неопределенной и многозначной. Довлатов через этот эпизод выражает свое видение мира, где все находится на грани небытия и недействительности.

В другом эпизоде персонаж отмечает, что вчерашний день исчез, оставив после себя лишь нерешенные проблемы и споры. Этот момент подчеркивает тему непостоянства времени и неуловимости жизни. «Факт жизни был? Был!» — говорит майор Витя, подчеркивая реальность прошедшего. Однако отсутствие «истинной шкалы ценностей и точки отсчета» делает эту реальность неуловимой и неполной.

Оба эпизода демонстрируют глубинные темы творчества Довлатова, связанные с поиском смысла, пониманием реальности и необходимостью компромисса между идеальным и реальным. Автор показывает, что мир сложен и многогранен, и часто требует от человека готовности идти на компромисс, чтобы найти свое место в нем.
Зачет по литературе русского зарубежья не за горами? Получите готовый ответ с саммари «История русской литературы». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Сергей Довлатов был вынужден покинуть родину в 1978 году. Его путь лежал в Соединенные Штаты Америки. Какие вещи он взял с собой? Подробнее в статье:

О чем цикл рассказов «Чемодан» Довлатова?