Гедонизм — философская концепция, которая считает наивысшей ценностью достижение удовольствия. Гедонисты верят, что эта эмоция является единственной мерой счастья. Разбираемся, какие существуют виды гедонизма и возможен ли он в наше время.
Время чтения: 5 минут.
Кто придумал гедонизм
Основоположником гедонизма принято считать древнегреческого философа Аристиппа, жившего в 4 веке до нашей эры. Он основал школу киренаиков, которая проповедовала гедонизм. Аристипп утверждал, что цель жизни заключается в состоянии удовольствия, при котором не должно быть боли. Наслаждение он называл мягким и нежным чувством, а боль — грубым и порывистым движением души.
![](https://static.tildacdn.com/tild6632-3533-4665-b365-313163323839/photo.png)
На смену Киренской школе пришла философия эпикуреизма. Эпикур тоже учил, что целью жизни является блаженство, однако он ставил удовольствие души выше, чем удовольствие тела. Если Аристипп считался сторонником чувственных благ и был известен своей любовью к роскоши и гетерам, то Эпикур не считал это необходимостью. Он не признавал традиционных для своего времени ценностей — богатства, власти, славы — и утверждал, что эти вещи не приносят счастья человеку.
![](https://static.tildacdn.com/tild3139-3339-4062-a238-613934333464/photo.png)
Эпикур различал несколько видов удовольствий и считал, что некоторые из них более важны, чем другие:
- Естественные и необходимые удовольствия, которые удовлетворяют повседневные нужды человеческого организма: сон, вода и еда.
- Естественные, но не необходимые удовольствия, которые остаются в рамках нужд организма: удовлетворение голода и жажды с помощью изысканных блюд и вин, отношения с гетерами и другими секс–работницами.
- Неестественные и те удовольствия, которые выходят за грани разумного и воспринимаются избыточно — неконтролируемое обжорство, постоянное пьянство. Они не несут истинного блаженства духа.
После Эпикура: гедонизм и утилитаризм
Голландский философ XVII века Бенедикт Спиноза разработал собственную концепцию, которую можно считать формой гедонизма. Однако его подход к удовольствию и счастью существенно отличался от эпикуровского.
![](https://static.tildacdn.com/tild6435-3838-4361-a466-393036613737/_.png)
Спиноза утверждал, что счастье не заключается в наслаждении. Оно является следствием наших действий, которые и определяют благополучие человека или его страдания. Он считал, что самосохранение является высшей формой духовного и физического благополучия. Чтобы достичь этого благополучия, необходимо действовать в соответствии с рациональными законами и природой.
Удовольствие и счастье перестают быть целью и становятся следствием действий людей. Спиноза верил, что переизбыток наслаждения может привести к разрушительным последствиям и страданиям. Поэтому он призывал к душевному равновесию между наслаждениями и познанию места человека в мире — тело не уступает место духу, но становится частью единого баланса.
В основе воззрений другого философа, англичанина Иеремии Бентама, тоже можно проследить влияние учения киренаиков. Он разработал собственную версию гедонизма, в которой удовольствие было определено как единственная ценность в жизни и основа для этических решений. Бентам был основателем утилитаризма — направления, которое считает, что «наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей».
![](https://static.tildacdn.com/tild6238-3436-4336-a534-366162326364/_.png)
Его последователь, Джон Милль, развил эту идею и дополнил определение удовольствий, разделив их на высшие и низшие. Из-за этого его не всегда считают настоящим продолжателем идей Бентама, так как в изначальной версии утилитаризма все удовольствия должны быть равноценны.
Утилитаризм популярен у современных философов-трансгуманистов. Среди них Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив». В своей книге он определяет гедонизм как основу всей биосферы. Всеобщее счастье может быть достигнуто — трансгуманисты верят в развитие науки и маячащую на горизонте возможность изменения сознания. А пока они предлагают использовать для достижения блаженства психотропные вещества.
![](https://static.tildacdn.com/tild3462-3438-4938-b631-373930356263/_.png)
Критика гедонизма
Один из основных аргументов против гедонизма — удовольствие может быть опасным и разрушительным. Наркотики, алкоголь и азартные игры приводят к зависимости и разрушительным для организма и психики последствиям. Такой гедонизм поощряет жизненные выборы, которые могут привести к страданию. К тому же, это противоречит изначальному желанию гедонистов — личному миру без боли. А неконтролируемые возлияния были не в почёте еще у древнегреческих философов, потому что зависимость от благ была ударом по жизненному балансу человека.
Другой аргумент связан с эгоистичностью гедонистов. Такая философия поощряет человека думать только о своих собственных удовольствиях и не учитывать интересы других людей и общества в целом. Получается, что гедонизм может привести к несправедливости и чьему–то страданию. Однако гедонизм не является эгоистичной концепцией. Начиная с Эпикура и его последователей, гедонисты призывали к справедливости и всеобщей добродетельности — это необходимые условия для достижения настоящего блаженства. Кроме того, утилитаризм, произошедший от школы киренаиков, включает принцип наибольшего блага для большинства — это социально ориентированный подход.
Курс, который заменит вам 30 академических часов, 10 скучных учебников и сомнительные статьи в Википедии:
![](https://static.tildacdn.com/tild3736-3230-4630-b465-373632303734/___.png)
Удовольствие может быть непостоянным и неустойчивым. Гедонисты призывают учиться получать удовольствие от повседневных вещей, учиться радоваться мелочам. Из–за этого критики гедонизма утверждают, что постоянное стремление к удовольствию может привести к беспокойству и неудовлетворенности. Блаженства невозможно достичь, а все попытки это сделать становятся бесплодны из–за психологической подоплёки. Но не стоит забывать, что гедонизм не отрицает полностью существование боли: страдание для Эпикура было неизбежной частью жизни, которая просто должна быть сбалансирована относительно естественных удовольствий.
Получается, что вы можете быть гедонистом, если будете знать меру, не станете впадать в крайности и не будете вредить окружающим в своих попытках достичь абсолютного удовольствия. А к мнению окружающих о вашем эгоизме нужно относиться критически: хочет ли этот человек указать на ваши неправильные поступки или вы для него перестали быть «удобным»?
Гедонисты — философы, стремящиеся к позитиву и наслаждениям. Но есть и другой взгляд на мир, негативный. Подробнее о пессимизме и о философии, стоящей за ним, читайте в нашем материале:
Философия пессимизма
Философских школ и великих имён много, а времени в сутках не прибавляется. Для того, чтобы быстро разобраться в стоицизме, смотрите видео нашего проекта:
![](https://static.tildacdn.com/tild3563-6537-4166-a632-643032393937/_.png)