Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как сериалы стали популярнее кино?

Мир массовой культуры породил удивительный сдвиг в предпочтениях зрителей: сериалы всё активнее вытесняют кино и становятся излюбленным форматом для большего числа людей. Почему это произошло? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут.

Состояние потока

Развитие технологий и интернета изменило наш подход к потреблению контента. Один из ключевых факторов популяризации сериалов — появление доступных платформ онлайн-стриминга.
Раньше людям приходилось ограничиваться просмотром телевизионных сериалов по расписанию или арендой кассет и дисков с новыми эпизодами. Однако с появлением Netflix, Amazon Prime, Hulu и др. мы можем смотреть сериалы в любое время и в любом месте, не подстраиваясь под расписание эфира.
Немаловажный плюс этих платформ — выбор контента по конкретному запросу. Стриминговые сервисы персонализируют рекомендации и предлают зрителям сериалы, основанные на их предпочтениях и предыдущих просмотрах.
Также подписка на стриминговый сервис часто стоит меньше, чем посещение кинотеатра. Зрители наслаждаются контентом в рамках месячной или годовой подписки без необходимости покупать билеты на каждый конкретный фильм, оплачивать проезд до кинотеатра и совершать дополнительные расходы на напитки и закуски.

Полное погружение

Другое преимущество сериалов перед кино — их продолжительность. Если фильмы имеют ограниченный хронометраж, обычно составляющий несколько часов, то сериалы знакомят нас с сюжетом и персонажами на протяжении гораздо большего времени. За счет возможности постепенного развития и усложнения историй шоураннеры последовательно дарят аудитории более качественный и глубокий опыт просмотра по сравнению с посещением кинотеатра, где действие на экране разворачивается «одномоментно».
На курсе-саммари «Вся история сериалов» вы научитесь говорить о сериалах на языке профессионалов. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 30 июня при регистрации в приложении и на сайте.

Ещё парочку

Создатели сериалов идут на уловки и хитрости, помогающие зацепить внимание аудитории. Этим объясняется феномен «binge watching» — «запойный просмотр» большого количества серий или всего сериала за один присест. Что же заставляет нас не отрываться от сериалов?
Во-первых, в сериалах множество сюжетных линий, загадок и вопросов, за которыми зрителю хочется наблюдать до самого конца, чтобы у него наконец сложилась картина происходящего. Так, ответ на каноничный вопрос «Кто убил Лору Палмер?» из сериала «Твин Пикс» держит нас в напряжении в ходе всего повествования и открывается ближе к концу второго сезона. А различные приемы построения сюжета вроде клиффхэнгера (обрывания серии в момент драматичной ситуации), как например, в конце каждого сезона сериала «Шерлок», заставляют нас с нетерпением ждать продолжения истории.
Во-вторых, мы можем следить за тем, как развиваются персонажи сериала, то есть наблюдать их эволюцию (или деградацию). Создатели сериалов имеют больше возможностей для демонстрации внутреннего мира и мотивации героев, за счёт чего зрители с большей вероятностью почувствуют с ними эмоциональную связь и не захотят прервать просмотр. Мы можем отождествлять себя с персонажем, отмечать сходства между нашей жизнью и событиями сериала, или стараться приблизиться к «идеалу» посредством наблюдения за героем с качествами, которые хотим развить в себе.
В-третьих, в рамках одного сериала может раскрываться огромное количество близких разным категориям зрителей тем и сюжетов. Векторы повествования могут изменяться как между сериями, так и между сезонами (такой формат характерен для сериалов-антологий, например, «Любовь. Смерть. Роботы» и «Американская история ужасов».
Мы привыкаем к присутствию героев в нашей жизни, хотим разделить с ними радости и утешить в печали. Поэтому для многих просмотр сериала служит способом перезагрузки и отвлечения от насущных проблем. При кратковременном соприкосновении с «виртуальной реальностью» кино такой эффект часто не достигается.

Фанатская любовь

Фанаты часто создают собственные сайты, форумы и группы для общения и обмена информацией. Там они обсуждают новости, обмениваются мнениями о просмотренных сериях, выстраивают теории относительно сюжета и делятся творчеством, вдохновленным сериалом. Таким образом, даже когда люди не смотрят сериал, они чувствуют причастность к нему.
Сверхъестественное (2005-2020)
У некоторых популярных сериалов, таких как «Сверхъестественное», есть секции на тематических фестивалях и выставках, где собираются фанаты со всего мира. Зрители встречаются с актерами и создателями сериалов на пресс-конференциях, обсуждают волнующие темы и внезапные клиффхэнгеры и наслаждаются обществом единомышленников. Неформальное общение сближает людей и укрепляет доверие аудитории к проекту.
Благодаря этому фанаты могут оказывать влияние на развитие сериалов. Студии и создатели часто учитывают мнение и пожелания фанатов, изменяя детали сюжета в ответ на реакцию сообщества. В некоторых случаях само появление сериала — это результат фанатской активности. Так произошло с сериалом «What We Do in the Shadows», снятым по мотивам одноименного комедийного мокьюментари 2014 года. Популярность фильма подарила сериалу огромную фанбазу еще до того момента, как он вышел в эфир. Сейчас рейтинг сериала на Rotten Tomatoes составляет 98%.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 30 июня при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Режиссёрский почерк — не миф. Мы можем узнать, кто стоит за рулём проекта по отдельным фишкам в структуре фильма или в визуальных приёмах. Рассказываем об узнаваемом стиле Итана и Джоэла Коэнов в нашем материале:
Как снимают братья Коэн
Совы — не то, чем кажутся. Рассказываем о тайнах «Твин Пикс» в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ