Перформанс «Ритм 0» Марины Абрамович многие считают провокационным и винят в этом саму художницу. Руководила ли она действиями толпы или была для неё лишь объектом? Разбираемся в статье.
Время чтения: 5 минут.
Путь художника
Перформанс — живое действие в конкретном месте и в конкретное время, когда художник создаёт произведение искусства или делает высказывание на волнующую его тему. Перформанс акцентирует внимание на самом акте производства и энергетической динамике, возникающей между художником и зрителями.
Известная современная художница Марина Абрамович сделала перформансы одной из самых популярных форм искусства в конце XX и начале XXI века. В «Балканском барокко» она несколько дней приходила в закрытое прозрачное помещение, где часами мыла окровавленные кости, символизирующие погибших в Югославской войне людей. А в «Великой стене» подвела конец отношениям со своим партнёром, художником Улаем, с которым работала больше десяти лет. Абрамович и Улай преодолели китайскую стену с противоположных концов до середины, чтобы встретиться там в последний раз. Однако эта встреча не была последней. В 2010 году Абрамович организовала перформанс «В присутствии художника»: каждый желающий мог сесть напротив неё и в течении нескольких минут молча смотреть ей в глаза. С внутренним миром Абрамович соприкоснулось около 1500 человек, в числе которых был и Улай.
![](https://static.tildacdn.com/tild6639-6462-4361-a537-353335316466/1.png)
Эти и многие другие работы художницы широко освещались в прессе и вызвали общественные дебаты. Один из наиболее известных и обсуждаемых перформансов Марины Абрамович — «Ритм 0» 1974 года. Он был смелым и демонстрировал, как провокационно может быть участие художника в создании искусства. В ходе него Абрамович стала объектом, а зрители получили возможность стать активными участниками. «Ритм 0» вызвал широкий резонанс в искусствоведческом сообществе и оставил глубокий след в истории перформанс-искусства.
На курсе-саммари «Искусство перформанса» вы изучите главную сферу современного искусства и поймёте, что такое перформативный акт. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на две недели по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
![](https://static.tildacdn.com/tild3438-6433-4634-b463-633036613332/__1_1.png)
Суть эксперимента
Он был основан на идее исследования границ и возможностей человеческого тела, а также роли зрителей в создании искусства. Основной концепцией этого произведения являлось то, что художник полностью отказывается от контроля над своим телом и предоставляет эту власть зрителям, позволяя им использовать её по своему усмотрению. Это вызывает вопросы о границах индивидуальности, свободе воли и моральных ограничениях.
Перформанс состоялся в галерее Studio Morra в Неаполе, Италия. Пространство было оформлено минималистично, среди него располагались 72 предмета. Роза, перво, вино, нож, пистолет и пуля — они могли принести человеку как благо, так и вред.
![](https://static.tildacdn.com/tild3738-3236-4336-b532-663833313266/___.png)
В течение шести часов Абрамович неподвижно стояла перед людьми и полностью предоставляла им своё тело. Зрители получили полную свободу использования предложенных предметов и взаимодействия с художницей.
В начале зрители были настроены скептически, но постепенно стали более активными. Их действия колебались от доброжелательных и нежных до агрессивных и опасных. Кто-то-её обнимал и подбадривал, но после того, как один из зрителей её толкнул, настроение перформанса изменилось. Абрамович выдержала различные акты насилия, включая порезы шипами розы, оголение тела, домогательства и даже угрозу смерти. Она вспоминала: «Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии».
![](https://static.tildacdn.com/tild3232-6336-4434-a663-623735343139/1.png)
За что наказывать?
«Ритм 0» показывает, насколько жестокими могут стать люди при полной свободе действий и отсутствии контроля и ответной реакции. Привычный порядок вещей как правило регламентирован нормами морали и законом. За рабочими следят менеджеры, а за водителями — сотрудники дорожной полиции. Беспричинный отход от этих правил воспринимается как девиантное, то есть отклоняющееся от нормы поведение.
Чтобы создать разоблачающий подноготную человеческих желаний перформанс нужно не только понимать психологию, но и быть креативным человеком — новые идеи всегда важны. Разбираемся, как прокачать креатив, в статье:
Как стать креативнее?
Когда Абрамович начала перформанс, она предложила зрителям побыть в роли «надзирателей». Их действия не порицаются а последствия не имеют значения. Это похоже на выход из состояния тотальной слежки, о котором говорит в книге «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко. Вне рамок социальных институтов можно не вести себя так, как требуют другие.
У Фуко проявления жестокости вышестоящими лицами теоретически обосновано. Пытки возвращают телу осуждённого жестокость, которую он проявил ранее. Их физическое проявление на теле валидирует оправдательный приговор судьи, а также признание человека в содеянном. Фуко исходит из мысли, что если человек после пыток оказывается в тюрьме, значит из него было, что выпытывать.
![](https://static.tildacdn.com/tild3362-3637-4335-b736-386434626636/2.png)
Однако эксперимент Абрамович обнажает болезненные стороны характера людей. Нелегко признать, как просто можно стать жестоким, даже если ситуация того не требует. Абрамович не совершала преступлений и не лгала аудитории, позаботившись о том, чтобы у людей было как можно больше предметов, которые они могли бы использовать. Художница шла на риск осознанно, а зрители её утратили. Вместо этого они обрели ложное чувство власти и, так как не умели адекватно его использовать, делали то, что диктовал им опыт и социокультурный контекст. Власть часто ассоциируется с грубой силой, а образы из кино, литературы и телевидения лишь сильнее убеждают нас в этом. Власть и жестокость убивают в человеке эмпатию. Поэтому когда Абрамович плакала,её не утешали, а продолжали моральные и физические издевательства.
«Ритм 0» показывает, что потерянный контроль практически невозможно восстановить самостоятельно: «Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
![](https://static.tildacdn.com/tild3263-3438-4165-a435-613736393230/__2.png)