Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как создавался памятник «Рабочий и колхозница»

Многие считают, что автором «эталона социалистического искусства» является Вера Мухина. Так ли это? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Вера Мухина не автор?

Вера Мухина, хотя и является ключевой фигурой в создании монумента «Рабочий и колхозница», не считается его исключительным автором. Первоначальная идея и концепция проекта принадлежат архитектору Борису Иофану.

Борис Иофан был приглашен разработать советский павильон для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Эта выставка, проходившая под девизом «Искусство и техника в современной жизни», представляла собой важную площадку для демонстрации достижений различных стран. Иофан предложил концепцию монумента «Рабочий и колхозница», который должен был символизировать союз рабочего класса и крестьянства, а также идеалы социализма.
Вера Мухина и Борис Иофан
Вера Мухина, в свою очередь, внесла значительный вклад в проект, разработав пластическое решение монумента. Её мастерство и талант позволили воплотить в жизнь идею Иофана, придав монументу выразительность и динамизм, за что она и получила широкое признание.

Прообразы

Прообразами для памятника стали античные скульптуры. По словам Иофана одним из источников вдохновения послужила статуя «Тираноборцы», созданная древнегреческими скульпторами Критием и Несиотом. Эта статуя изображает Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами, поднятыми к небу. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», символизирующая триумф и победу, что было важно для отражения духа советского павильона в Париже.
Скульптурная группа «Гармодий и Аристогитон»
Что касается реальных людей, позировавших для создания памятника, то здесь прототипами для фигур рабочего и колхозницы стали не просто строитель и откатчица «Метростроя». На самом деле, для создания образа рабочего позировал спортсмен Сергей Кравец и балетный танцор Игорь Басенко. В роли колхозницы выступила 18-летняя телефонистка (по другим данным, сотрудница НКВД) Анна Богоявленская. Она представляла собой типичный образ красавицы, комсомолки и спортсменки.

Транспортировка памятника

Сборка этой впечатляющей статуи началась в марте 1937 года и требовала значительных усилий: в работе участвовало 160 человек, которые трудились в три смены, используя 35-метровый кран. После завершения работ высота до конца серпа составляла 23,5 метра, длина руки рабочего — 8,5 метра, а общий вес статуи приближался к 75 тоннам.

Для транспортировки в Париж монумент был разобран на 65 частей и отправлен в 28 вагонах. В Париже сборка скульптурной группы была завершена за 11 дней. 25 мая 1937 года монумент «Рабочий и колхозница» возвысился над Парижем, вызвав восторг у парижан и гостей выставки. Французы сравнивали скульптуру с классическими статуями Древней Греции, а Вера Мухина скромно отреагировала на похвалы, говоря о радости художника быть понятым.
Советский павильон на выставке был удостоен «Гран-при». Французы выразили желание оставить монумент в Париже, но советское правительство распорядилось вернуть его в Москву. Монумент был предназначен для установки к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) 1 августа 1939 года. После окончания Парижской выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву, где ее смонтировали на постаменте у северного входа на ВСХВ (ныне ВВЦ).
Скоро экзамен по истории, а вы до сих пор путаете, в какой очередности шли генсеки? Разложить все по полочкам поможет саммари «История СССР: от Октябрьской революции до 1991 года». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Еще об одном ярком советском символе рассказываем в статье:

Как появился плакат «Родина-мать зовет!»?
ИСКУССТВО