До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Зачем сносят памятники Ленину?

Автор: Дарья Зуева

Время чтения 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Если вы родились в СССР или СНГ, то, скорее всего, в вашем городе есть памятник Ленину. Вождь мирового пролетариата стоит на главных площадях страны и бетонной рукой указывает путь к социализму.

Дискуссия о роли памятников в пространстве города ведется давно. Что такое памятник: просто украшение ландшафта или символ власти? Зачем их сносят? И почему это кажется политическим, а не градостроительным решением? Попробуем разобраться.

Зачем нужны памятники

Есть мнение, что влияние памятников сильно переоценено. Социологические исследования показывают, что в повседневной рутине человек даже не замечает их. Чаще всего мы обращаем внимание на памятники во время праздников, когда их устанавливают, сносят или переносят.

Для чего же нужны памятники? В первую очередь, в большинстве случаев это объект, который имеет художественную ценность. Во-вторых, памятник – это скульптурное или архитектурное сооружение, главная задача которого – сохранять и поддерживать память о человеке, событии или месте.

Памятник – это не только материальный объект культуры, за ним всегда стоит сложный культурно-исторический контекст. Иногда этот контекст можно переосмыслить и даже переписать, тогда возникает разрыв: эпохи, которую представляют памятники, больше нет, и сами памятники оказываются не нужны.

В-третьих, памятник – это знак власти. Он обозначает присутствие и формирует идентичность. Памятник заявляет: это наша земля. Это особенно важно в странах с большой территорией, чтобы в каждом уголке человек знал, кто его правитель. В этом кроется еще одна причина сноса памятников: те, кто их ставил, здесь больше не власть. Это происходило и в 1917 году, и в 1990-е.

Декоммунизация... 

После распада Советского Союза начинается период декоммунизации (устранения коммунистической идеологии), которая затрагивает как страны нынешней Восточной Европы, так и Россию.

Обычно декоммунизация включает в себя осуждение коммунистического режима и отказ от его символов. Демонтируют советскую символику, которая раньше была, например, на фасадах зданий. В некоторых случаях вводится запрет на ее публичную демонстрацию. К процессу декоммунизации также относится возвращение исторических названий городам, улицам, площадям и, конечно, снос памятников.

К 1991 г. в России было около 7 тысяч памятников Ленину. К концу 90-х снесли около тысячи. Мнения, как обычно, разделились: противники декоммунизации считали уничтожение такого количества монументов преступлением, а ее сторонники сетовали – осталось еще целых 6 тысяч!


Отношение к большевикам и советскому режиму в современной России, мягко говоря, неоднозначное. Но что примечательно: в 2017 году фонд «Общественное мнение» провел опрос «Нужно ли сносить памятники Ленину», и более 80% россиян ответили «нет». Политологи и социологи считают, что это реакция на массовый снос памятников в странах СНГ и Восточной Европы, который в СМИ прозвали «Ленинопад». Эта тема оказалось гораздо более болезненной, чем снос памятников Ильичу внутри страны.

… или деколонизация? 

Проблема «сносить или не сносить» существует не только на постсоветском пространстве и может иметь другой социокультурный контекст. Отказ от символов ушедшей эпохи – часть истории деколонизации, которая началась после Второй мировой войны. К примеру, в Латинской Америке сносили памятники Колумбу, потому что он был символом колониальной политики.

После того как распался СССР, бывшие союзные республики начали поиск идентичности и новых путей развития. В некоторых из них возникает потребность в пересмотре истории, к которому в России многие относятся негативно. Вопрос оставлять ли памятники старой власти становится уже не культурным, а политическим.

В случае с памятниками Ленину трудно говорить об их художественной ценности. Тысячи монументов, которые штамповались огромными партиями, часто отливались из подручных материалов. Поэтому распространенный аргумент об «уничтожении искусства» не работает. Нужно признать, что это просто объект, его ценность лишь символическая. Поэтому снос памятников Ильичу – это способ сказать: Советский Союз для нас – это прошлое, к которому мы не хотим возвращаться. В таком случае стоит признать право других стран самостоятельно выбирать новые символы и отказываться от устаревших.

Что делать? 

Но что же делать с памятниками Ленину внутри страны? В общественной дискуссии есть три основных мнения на этот счет.

Первое: памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому могут стоять только в музеях. Это обычный процесс смены эпох, поэтому символы советского прошлого должны отправиться на свалку истории. В позднюю Античность и раннее Средневековье мраморные статуи разбивали, а скульптуры из бронзы переплавляли. Чтобы появились новые символы, надо сначала избавиться от старых.

Второе: некоторые памятники можно оставить, интегрировать их в городское пространство, где они могут существовать наравне с другими. Показателен пример Рима: там памятники органично переходят из одной эпохи в другую и сосуществуют вместе. Бронзовые статуи на улице Императорских форумов были установлены во времена правления Муссолини. Местные жители не против, а туристы любят фотографироваться рядом с ними.

Третье: это часть нашей истории. Да, она не всегда простая, но мы не можем от нее отказаться. Сюда можем прибавить еще ностальгирующих по Советскому Союзу, которые активно выступают за сохранение памятников советской эпохи.

Художественное переосмысление

Ясно одно: дискуссия необходима. Общество неоднородно, в нем существуют разные группы и интересы. За символами всегда скрываются человеческие эмоции, личные предпочтения и даже трагедии. Поэтому решить проблему памятников, не разобравшись со своим отношением к прошлому, не получится.

Многим знаком памятник Ленину в Бухаресте, который открыли в 2012 году. У статуи нет головы, по задумке скульптора из туловища Владимира Ильича выросли розы. Этот памятник получил негласное название «Гидра»: многие увидели не цветы, а многоголовое чудовище из древнегреческой мифологии. Возможно, в этом и есть решение – в переосмыслении памятников советской эпохи, наполнении их новым художественным, а не только символическим смыслом.

Любая дискуссия о памятниках (не только советских) всегда затрагивает тему исторической памяти. Если вы хотите разобраться в истории страны, восполнить пробелы, оставшиеся со школы, советуем курс «Вся история России за 24 часа»


Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
VK |YouTube|Сайт 
МНЕНИЕ