Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как нам относиться к Гогену после недавнего скандала?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Никита Добряков


В ноябре 2019 года в художественном мире разгорелся скандал: Поль Гоген, художник-постимпрессионист, во время своего пребывания на Таити женился на 13-летней девушке и имел сексуальные связи с другими молодыми таитянками.


Этот факт был известен раньше, но только в 2019 году на него обратили внимание и задались вопросом: а можем ли мы дальше наслаждаться его работами или нам нужно пересмотреть свое отношение к его творчеству?


Давайте разберемся в этой непростой ситуации и решим: можно ли отделить личность художника от его творчества и нужно ли это?


Гоген-художник

Поль Гоген – один из самых известных и общепризнанных художников. Его работы выставлены в ведущих музеях мира и стоят десятки миллионов долларов, а его картина «Когда свадьба?» входит в тройку самых дорогих полотен в истории. Он одна из ключевых фигур постимпрессионизма, и своим творчеством он проложил дорогу Анри Матиссу и Марку Ротко. Его биография подробно изучена, более того, у нас есть его вольная автобиография «Ноа Ноа». Но каким он был в жизни?


Гоген-человек

Поль Гоген был талантливым «дикарем». Вся его жизнь – приключенческий роман: родился в Париже, до 7 лет прожил в Перу, затем снова вернулся во Францию, в 17 отправился путешествовать по всему миру, в 24 года вернулся во Францию и стал биржевым брокером. Затем женился и воспитывал пятерых детей. Начал коллекционировать картины, а потом и создавать их. В итоге Гоген бросил свою работу и стал свободным художником, из-за чего от него ушла жена и забрала с собой детей. В поисках вдохновения художник отправился путешествовать по всему миру, нашел пристанище на Таити и умер на острове Хива-Оа.


Гоген был эмоциональным, резким, самовлюбленным и высокомерным. Он чувствовал себя гением, но мир не признавал его, на что он очень злился, проклиная даже своих друзей, которые отказывались принимать его талант.


В поиске экзотического места он бежал на далекие острова – лишь бы подальше от Европы и цивилизации. На островах он жил в деревнях среди местных жителей. На Таити он женился на девушке 13 лет и имел близкую связь еще с несколькими. Таитянки были не против, т.к. Гоген – европеец, а это обещало хороший достаток. Гоген сам честно вспоминает об этом в своей автобиографии, да и в каждой последующей биографии художника этот момент не обходят стороной. То есть профессиональное сообщество об этом давно знало.


Что поменялось?

Но в 2019 понимание Гогена решено было пересмотреть. Исходя из современных принципов нравственности, поступок Гогена отвратителен. Его искусство предлагают запретить. И здесь мы сталкиваемся с проблемой: нужно ли отделять жизнь художника от его искусства? А в итоге – как оценивать произведения искусства?


Этика или эстетика?

Когда мы говорим об искусстве, принято идти от автора. Мы разбираем его жизнь и смотрим, как она влияет на его искусство. И обычно это действительно помогает: только так можно понять сюрреализм Сальвадора Дали или образы Марка Шагала.


Но такой способ понимания искусства грозит тем, что личные качества художника мы переносим на его полотна. И если дело касается чувственности или сентиментальности художника, то в этом нет ничего плохого. Но вот когда художник – преступник, то и на его искусство ложится клеймо преступления. А, значит, такое искусство нужно оградить от общества.


Но разумно ли это? Ведь тогда пересмотру подвергнется вся история искусств, и многие шедевры прошлого могут быть запрещены из-за противоречивой жизни творца. Например, Караваджо придется полностью запретить, ведь он был настоящим преступником и, скорее всего, убийцей.


Творчество ≠ личность

Моя позиция проста: произведение искусства – это не сам художник. Когда творец создает картину, он выражает не только самого себя, но и ту культурную ситуацию, в которой он находится. При своем появлении произведение искусства становится достоянием самой культуры. И оценивать искусство мы должны исходя не из критериев нравственности, а из художественной значимости.


Личная же жизнь остается частным пространством художника, и уже здесь можно оценивать его с позиции морали. Гоген не жил жизнью праведника, и те факты, что мы о нем знаем, говорят о нем как о непростом человеке с сомнительной моралью.


Художника не нужно обожествлять. Тот факт, что он создает великолепные полотна (в том числе и на религиозные сюжеты), не значит, что он непогрешим. Но его произведения должны быть свободны от моральных и этических критериев. Искусство – это поле художественного осмысления, и оцениваться оно должно с позиции мастерства. В случае Гогена его искусство – прекрасные шедевры живописи, на которые не должна падать тень его личной жизни.


Итого

Разумеется, творчество не оправдывает те преступления, что совершает творец в своей жизни. Но нам нужно разделять эти две области, и к каждой подходить отдельно. Нельзя оценивать творчество исходя из личности самого художника. Иначе придется переписывать всю историю искусства.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
ЖИВОПИСЬ