Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Сериал «Великая»: не вышла ли шутка оскорбительной?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Елизавета Фандорина


Этой весной на площадках интернет-кинотеатров появился сериал «Великая», рассказывающий о том, как императрица Екатерина II пытается стать единоличной правительницей и заслужить звание Великая.


Фильмов и сериалов о Екатерине Великой снимается очень много: как в России, так и за рубежом она одна из немногих правительниц, кто оказался яркой и противоречивой фигурой, и по количеству байопиков с ней может соревноваться только английская королева Виктория.


За последние несколько лет вышло три сериала на русском и один на английском языке – но ни один из них не привлек столько внимания, не вызвал столько восторгов и негодования (в России), как «Великая».


В чем же дело?


Особый стиль создателя сериала

Чтобы лучше понимать «Великую», советую обратиться к другому проекту Тони МакНамары – оскароносному фильму «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, где придворные танцуют «Вог», а история королевы Анны Стюарт переписывается до неузнаваемости.

Лантимос пригласил МакНамару в команду «Фаворитки» после прочтения сценария «Великой», который уже был написан к тому времени. Поэтому «Фаворитка» и «Великая» очень похожи по характеру: у сценариста нет желания принизить Россию, а абсурдные сюжеты о сложностях власти на фоне совершенно невероятных декорациях – это его фирменный стиль.


Клюква

«Клюквой» в кино называют стереотипные и шаблонные представления о России, которые часто бывают настолько абсурдны, что вызывают не только недоумение, но и смех. Такого полно и в серьезной «Екатерине Великой» 2019 г. с Хелен Миррен и в «Кровавой императрице» 1934 г. с Марлен Дитрих. Это драмы, где мы видим старательные попытки воссоздать историю России, которые всё равно скатываются в неуклюжие мифы об одной из самых значительных правительниц в истории, и их не спасают даже блистательные исполнительницы главных ролей.


Сериал «Великая» же не пытается быть исторически точным и правдивым. В начале каждой серии он честно заявляет, что лишь «эпизодически исторически верен». Сценарист Тони МакНамара просто собирает и утрирует абсолютно все мифы о России и высмеивает их.

Россия, Екатерина, Петр, медведи, темнокожие аристократы, хор светящихся (да-да) чернобыльских девочек – всё это условности: эта история универсальна и могла происходить в любой точке мира. Сериал имеет ровно такое же отношение к русской истории, как «Игра Престолов» к истории Англии. Ведь известно, что Джордж Мартин выписывал некоторых своих героев с реальных исторических королей.


Темы

Как и любое хорошее произведение о прошлом (пускай даже и условном), «Великая» на самом деле рассказывает нам о насущных проблемах. Эль Фаннинг, исполнительница главной роли и одна из продюсеров сериала, признавалась, что сериал совсем не о России, а о борьбе за женские права, и образ властной Екатерина оказался самым подходящим для этой темы.


Николас Холт (Пётр), который долго готовился и изучал материалы о России, говорит о том, что проект больше похож на сериал о британской политике «В петле» – ядовитую сатиру, где достается абсолютно каждому работнику государственного аппарата.


Сюжет

«Великая» – это история, которая весьма искусно лавирует между разными жанрами. Это:

Лихо закрученные политические перипетии в духе «Игры Престолов»: два главных советника императора – Архиепископ или просто Архи и граф Орлов – очевидно должны отсылать к интриганам из Вестероса – Варису и Тириону.


Подростковый ситком о новенькой в школе: императрица пытается стать своей среди придворных дам и не потерять при уважение настоящих, но фриковатых друзей.

Фантастическая история об Алисе в Стране чудес: Россия и правда страна чудес, которую Екатерина полюбила всем сердцем, но все равно до конца не понял.

Драма о крушениях иллюзий и проблемах власть имущих: Екатерина сталкивается с несоответствием между представлениями об идеальном правителе, государстве и человеческой природой.


Герои

Среди веселого балагана с доктором Чеховым, придворным Брежневым и статуей Петра Великого на медведе, мы видим очень схематичных, словно из морализаторской пьесы образца эпохи Просвещения, главных героев.


Петр (который тут оказывается сыном, а не внуком Петра I) больше похож на безумную рок-звезду. Он мучается от явно фрейдистских отношений с матерью (чью мумию, подобно герою хичкоковского «Психо», он хранит в спальне) и величием отца, чью славу ему не обогнать. Император не демонизируется: он лишь испорченный взрослый ребенок с нулевым эмоциональным интеллектом – но тем страшнее смотреть, как самые умные герои двора пытаются казаться еще большими дурачками, чтобы подыграть власти.

Екатерина сначала кажется самой адекватной героиней, но чем дальше, тем больше мы понимаем, что ее фанатичная вера в свое предназначение и судьбу ничем не отличается от веры самодура-императора в свою богоизбранность. А власть и желание мести портит носителей самых лучших идей и ценностей.


Сериал «Великая» – остроумная, не дающая заскучать комедия о политике, которая выставляет дураком абсолютно любого правителя (посещение Шведского двора доказывает, что в этом мире Россия не особенно выделяется). Он показывает, как активисты, мечтающие перевернуть мир, быстро выгорают, а красивые слова о всеобщем благе – лишь прикрытие для достижения личных целей. Поэтому давайте просто веселиться и повторим любимую реплику Петра – Huzzah (виват)!


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
КИНЕМАТОГРАФ