Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как понимать «Generation П»?

После этого романа Пелевина начали называть автором поколения. О чем рассказывает «Generation “П”»: о рекламщике-наркомане или об эпохе девяностых и обществе потребления? В статье попробуем в этом разобраться.

Время чтения: 5 минут.

Потерянное поколение

«Поколение “П”» — это постмодернистский роман, насыщенный цитатами и отсылками на любой вкус и цвет: здесь есть, с одной стороны, «Пепси», «Тампакс» и районные «понятия», а с другой — богиня Кибела и мистик Гурджиев. Даже имя главного героя Вавилена — это коллаж, склеенный из имен Василия Аксёнова и Владимира Ильича Ленина.

Текст буквально «сшит» из названий известных брендов, рекламных слоганов, статейных отрывков, городского фольклора и пространных откровений. Буква «П» в названии романа тоже заключает в себе множество смыслов. В самом начале книги она расшифровывается как «Пепси».
Пелевин пишет о поколении, «которое улыбнулось лету, морю и солнцу — и выбрало “Пепси”». Это дети семидесятых, одним из которых был и Вавилен Татарский. В конце девяностых он уже не ребенок, но совершенно не понимает, что происходит вокруг.

Прежняя система ценностей сошла на нет, а новая складывается на глазах читателя, и вокруг царит культурный и идейный хаос. Это поколение оказывается в каком-то смысле потерянным в новом мире. Его также называют нецензурным словом на букву «П».
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Поколение потребителей

Поколение П — это еще и поколение потребителей. Неслучайно этот роман Пелевин задумывал как коммерческий продукт.

Французский философ Жан Бодрийяр сравнивал общество потребления с примитивными народами, верящими во всемогущество мыслей. Вот только потребители верят во всемогущество знаков. Все эти товары, которые они покупают, представляют собой некоторые знаки счастья. Это значит, что в обществе принято считать: если у вас есть дорогая машина, вилла, брендовая одежда, то вы непременно счастливы, хотя, очевидно, это совсем необязательно так.
У Пелевина бренды тоже приобретают сакральную мистическую силу. Рекламщики, в том числе Вавилен, ищут способ донести до широкой публики «божественность» товаров, которые они пытаются продать. В этом им помогают особые заклинания-формулы — рекламные слоганы. Реклама становится магическим актом трансформации России, а телепросмотр — аналогом наркотического транса.

Поколение пустоты

Вавилен создает некую телевизионную реальность, которая подменяет то, что существует на самом деле. Эта виртуальная реальность является симулякром: так Бодрийяр называл копию того, чего уже нет или вообще никогда не было. Например, товары, которые рекламирует Вавилен, создают искусственный образ счастливого человека, который не имеет ничего общего с правдой.

Homo Sapiens превращается в Homo Zapiens: от английского to zap — стирать. Это поколение пустоты, которое живет в несуществующем мире иллюзий.

Еще один симулякр, который создает Вавилен, — это медийные образы политиков. Телезрители верят, что государственные деятели именно такие, какими их показывают на экранах, да и вообще верят во все, о чем говорят СМИ. В конце романа Вавилен и сам превращается в симулякр — иллюзорную цифровую копию самого себя, которая занимает его место.

Поколение противоречий

Россия у Пелевина состоит из множества разных противоречивых идей. Неслучайно имя главного героя созвучно названию древнего города Вавилона. Россия и есть такой мультиязыковой Вавилон, стоящий посреди материка на перекрестке Европы и Азии.

Мир, который Вавилен создает своими слоганами, по его собственному определению, является «ложнославянским». По этой причине в названии романа фигурирует английское слово generation вместо русского «поколения» — хотя буква «П» пишется всё же кириллицей. Прямо как в Вавилоне.

Суть национальной идеи Пелевин приоткрывает в эпиграфе, где цитирует Леонарда Коэна: «Я люблю страну, но не переношу то, что в ней происходит». Но, пожалуй, четче всего Вавилен сформулировал эту идею в рекламном слогане для марки Gap, который звучит так: «В России всегда был разрыв между культурой и цивилизацией, и в нынешние времена не стало культуры и нет цивилизации. Единственное, что осталось, — это Gap». Здесь и живет «стертое» поколение Homo Zapiens.
Современную литературу порой трудно понять. Разобраться в том, где нужно смеяться, где плакать, а где воспринимать текст серьезно, поможет саммари «Современная литература: что и как читать». Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
О том, как мы пришли к тому, что автор умер и нет единой истины, рассказываем в статье:

Что такое постмодерн?
ЛИТЕРАТУРА