Журнал «Правого Полушария Интроверта»

История джаза: как музыка меняла мир?

Более ста лет джаз менял мир, проникая в сердца людей. Как в этой музыке отразились социальные перемены середины 20 века? Разбираемся в статье.
Время чтения: 6 минут.

Рождение джаза

Родиной джаза считается Новый Орлеан. Этот город в конце XIX века славился пестрой смесью культур, рас и этнических групп проживающих в нём людей. Именно здесь соприкосновение афроамериканской, европейской и карибской музыкальных традиций стало источником вдохновения для появления нового музыкального жанра.
Афроамериканская культура оказала огромное влияние на зарождение джаза. Во времена рабства привезенные в Америку жители африканских стран сохранили свою культуру, музыкальную традицию и экспрессивность. Распевы, ритмические паттерны и использование импровизации стали характерными чертами африканской музыки, которые впоследствии влияли на звучание джазовых композиций. В Новом Орлеане, находившемся на юге страны, были более свободные порядки, так как религиозные миссионеры приезжали в основном в северную часть США. Это повлияло на саму возможность сохранения этой традиции — в единственный выходной, воскресенье, многие выходцы из Африки собирались на площади Конго и устраивали импровизированные фестивали музыки и танцев.
«Новоорлеанский», или «традиционный», джаз — стиль, зародившийся на этих собраниях и достигший своего пика в 1900–1920 гг. В «чистом» виде (если так вообще можно назвать созданный под влиянием многих культур жанр) такой джаз просуществовал недолго, но на его основе появились другие направления, которые мы узнаём и сегодня.
Слушайте курс-саммари «1960-е: музыка и протест», чтобы получить представление о том, как джаз влиял на людей спустя полвека после этих событий. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на две недели по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Музыка и импровизация

Развитие джаза неразрывно связано с влиянием музыкальных стилей со всего мира. Афроамериканские музыканты в Новом Орлеане смешивали блюз, регтайм, госпел и марш, создавая уникальное звучание. Блюз внес глубину и эмоциональность, регтайм — свою характерную ритмику, госпел — духовность и энергию, а марш — структуру и организацию.
Многие популярные певцы не обучались в вокальных школах, а учились контролировать свой голос и дыхание на практике. Самый известный такой пример — Элла Фицджеральд, которая обладала широким певческим диапазоном, но не занималась с коучами отдельно для огранки таланта. В детстве она ходила в церковь и пела на службах госпелы, а после пыталась на выступлениях копировать стиль своих кумиров.
Элла Фицджеральд
Одна из ключевых особенностей ранних джазовых ансамблей — использование различных инструментов и чёткие роли, которые они играли в музыкальном процессе. Традиционный ансамбль включал такие инструменты, как тромбон, кларнет, труба, фортепиано, контрабас, ударные и гитару. Каждый инструмент имел свою роль: тромбон создавал глубокий басовый звук, кларнет и труба — мелодические линии, а ритмическая секция, состоящая из фортепиано, контрабаса и ударных, определяла ритм и гармонию композиции.
Кроме того, в этих ансамблях активно пользовались экспрессивная импровизация. Музыканты вносили свои индивидуальные фразы и вариации в исполнение, создавая ощущение свободы и спонтанности. Это и было одной из основных черт джаза: способность артистов передавать эмоции и импровизировать. Такой подход подкупал слушателей.
Фрэнк Синатра начинал с выступлений в свинговых джаз-оркестрах трубача Гарри Джеймса и тромбониста Томми Дорси
Вобрав в себя европейские музыкальные традиции, жанр джаза начал развиваться ещё активнее. Постепенно появились свинг, бибоп, кул-джаз, соул-джаз и джаз-фанк, а также всё, что было между ними: местечковые традиции, экспериментальные соединения стилей и так далее. Важны первые два из перечисленных стилей: свинг знаменовал коммерциализацию, распространение музыки относительно больших оркестров. Бибоп же по своей природе был антикоммерческим, смещал акцент с популяризации к более «интеллектуальному» подходу, индивидуалистскому звучанию музыки.

Борьба и культура

Искусство — неотъемлемая часть социальных перемен, происходящих в обществе. В нём они отражаются, преломляются и осмысляются. Музыка — не исключение из этого правила. Например, мы описывали, как джаз стал символом свободы до отмены рабства. Позже, во времена эпохи Сухого закона и других запретов, джаз продолжал символизировать свободу от ограничений и ассоциироваться с подпольными заведениями.
Современные певцы и певицы тоже экспериментируют со звучанием. Рассказываем о том, как Тейлор Свифт прошла путь от юной кантри-певицы до звезды попа:
Как Тейлор Свифт стала голосом поколения
Джазовые клубы были свидетелями своеобразного культурного слияния: здесь люди из разных социальных слоев могли насладиться музыкой, испытать общие эмоции и познакомиться с волнующей и интригующей свободой импровизации, что было особенно значимо в периоды социальной несправедливости и дискриминации. Музыка джаза несла в себе послание равенства, свободы и уважения к человеческому достоинству. Джазовые клубы стали центрами культурной жизни, местами, где разрушались этнические и социальные барьеры.
Многие музыканты-активисты внесли значительный вклад в движение за гражданские права. Луи Армстронг, знаменитый трубач и вокалист, критиковал президента Эйзенхауэра за то, что он недостаточно решительно действовал относительно равных гражданских прав во время расовых конфликтов, связанных с сегрегацией. Несмотря на то, что Армстронг пытался сохранить политический нейтралитет, он не смог сделать этого до конца: дискриминация и медленное решение масштабных проблем со стороны политиков пробуждали в том числе и нейтрально настроенных артистов высказаться в поддержку угнетённого населения.
Луи Армстронг
Нина Симон была более радикально настроена в вопросах борьбы за гражданские права, чем её коллега по сцене. У неё всегда было понимание, чего она хочет добиться своей музыкой, она лично была знакома с Мартином Лютером Кингом (её даже называли «Мартином Лютером в юбке»). В текстах Симон сквозит попытка привлечь внимание к социальным проблемам и дискриминационной политике, а трек To Be Young, Gifted And Black можно назвать гимном движения за гражданские права темнокожего населения. Эта песня была названа в честь одной из пьес её близкой подруги, Лоррейн Хэнсберри, которая писала о проблемах сообщества через призму собственного опыта.
Нина Симон

Объединение людей

Джаз и тогда, и сегодня — своеобразная музыкальная платформа, с которой артисты всех этнических групп выражают свои мысли, идеи и стремления. Многие джазовые музыканты, такие как Бенни Гудмен, Эмброуз Акер и Дэйв Брубек, сотрудничали с афроамериканскими музыкантами, уничтожая все стереотипы и расовые барьеры в музыке. Это привело к кросс-культурному обмену и слиянию музыкальных традиций, а также сделало его символом космополитизма.
Музыканты разных стран обменивались идеями, стилями и техниками исполнения: индийские, балканские, ирландские и другие мотивы появлялись в жанре, создавая новые стили и традиции.
Современное джазовое звучание продолжает развиваться, сочетая традиции прошлого с новыми музыкальными идеями. Джаз сосуществует в диалоге с современными музыкальными течениями: музыканты перенимают элементы из фанка, хип-хопа, электронной музыки и фьюжна, чтобы создавать уникальные звуковые формы.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
МУЗЫКА