Простая на первый взгляд, графика лежит в основе изобразительного искусства. На протяжении истории её оценивали по-разному: отводили ей главную роль, после воспринимали как вспомогательный элемент, пренебрегали и затем снова восхищались. Что же она представляет собой? И почему она так многолика?
Время чтения: 4 минуты.
Происхождение термина и его суть
Графика — это вид изобразительного искусства, в котором основными художественными приёмами являются линии, штрихи и пятна. Термин произошёл от греческого слова graphikos — «писать» или «рисовать». Как правило, графическая цветовая палитра сводится к чёрному, белому и оттенкам серого, но встречаются и многокрасочные произведения. Важным аспектом этого вида искусства является отношение рисунка к холсту или, как писал графист В. Фаворский, «воздуху белого листа». Графика отличается лаконичностью и простотой, что позволяет зрителю выходить за рамки изображённого и достраивать образы самостоятельно.
Зарождение
В рассуждении о самых древних видах искусства графика, конечно, занимает первое место. Она берёт начало в наскальных рисунках первобытных времён и затем продолжается в традициях вазописи античного мира, где главную роль играют силуэты и линии. На основе рисунка возникла пиктография — форма письма, предшествующая письменности. За ней появились иероглифы. В Средние века графика в основном существовала в виде иллюстраций к священным писаниям и книгам.
Рисунок в живописи
С расцветом живописи в эпоху Возрождения рисунок прочно закрепился в качестве эскизной основы для будущей картины. Однако некоторые эскизы ценны сами по себе: например, знаменитые наброски Леонардо да Винчи, его «Витрувианский человек». Известно, что автор не придавал эскизам ценности из-за их незавершённости и никогда не публиковал черновики, поэтому мало кто знал об их существовании.
Гравюра
Ещё один вид графики — гравюра — был изобретён в VI веке в Китае, однако в Европе он распространился гораздо позже, в XIV веке. В это время на континенте шёл активный рост городов, вместе с которым обозначился спрос на «массовую культуру». По этой причине изобретение Гуттенберга — книгопечатный станок — пришлось очень ко времени: по той же схеме можно было воспроизводить не только тексты, но и иллюстрации. Возможность получения одинаковых изображений в большом количестве стала настоящим прорывом.
Будучи доступной каждому, гравюра быстро обрела популярность. Это особенно заметно в странах северной Европы, где в искусстве всегда ценили детализацию. Гравюра подразделяется на два типа – ксилографию (резьба по дереву) и офорт (резьба по металлу), но в обоих случаях основной акцент сделан на светопередаче и контрасте линий. Гравюры создавали вплоть до XX века; среди самых известных стоит отметить светотеневые офорты Рембрандта Харменса ван Рейна, иллюстрации Гюстава Доре, а также мрачные офорты Франсиско Гойи.
Наследие Альбрехта Дюрера
Имя Альбрехта Дюрера стоит особняком среди самых известных мастеров графики. Немецкий мастер оставил после себя большое наследие: гравюры, картины и трактаты. Выросший в семье ювелира, он уделял особенное внимание деталям на каждой из своих работ независимо от её назначения: точность штрихов в сочетании с великолепной пластичностью давала впечатляющий эффект. При жизни Дюрер был известен как гравёр, работавший как с медью, так и с деревом. Одной из главных его работ считается серия «Апокалипсис», визуализирующая страхи о конце времён. После «Апокалипсиса» гравюры Дюрера обрели популярность и за рубежом.
Современная классификация
Существует два варианта классификации графических произведений: по способу создания и по функции. Согласно первому, выделяют три вида графики: рисовальную, когда работа создаётся в единственном экземпляре, печатную, которая предусматривает широкое тиражирование, и компьютерную. Любопытно, что вплоть до XIX века рисунок не выделялся в отдельную категорию и считался базой, которой должен был овладеть каждый художник. По своей сути он также близок к живописи из-за своей уникальности, в то время как печатная графика изначально подразумевает повторное воспроизведение.
По функциональной принадлежности можно выделить следующие виды графики:
- Станковая. Сюда входят рисунок, акварель, гравюра, эстамп — иными словами, такие графические работы, которые считаются самостоятельными произведениями искусства.
- Книжная. Она включает в себя шрифты, иллюстрации, буквицы, виньетки и книжное оформление в целом.
- Плакатная. Главным образом представлена афишами и плакатами.
- Письменная. Сюда относится каллиграфия — мастерство искусного письма.
Искусство графики многогранно и широко: ареал её интерпретаций простирается от восточных иероглифов до французских карикатур. Примитивный наскальный рисунок, детализированная гравюра, светлая и воздушная акварель — все они своим появлением обязаны графике. И хотя многие привыкли связывать историю искусства с масштабными красочными полотнами, можно сказать с уверенностью, что она была бы немыслима без графического начала.
Поставили себе челлендж сдать экзамен по искусствоведению, прогуляв все пары? Удача любит смелых, так что ловите готовые ответы к экзамену в саммари «История искусств: от античности до поп-арта». А с промокодом BLOG30 вы успешно закроете всю сессию, ведь он дает бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
Поставили себе челлендж сдать экзамен по искусствоведению, прогуляв все пары? Удача любит смелых, так что ловите готовые ответы к экзамену в саммари «История искусств: от античности до поп-арта». А с промокодом BLOG30 вы успешно закроете всю сессию, ведь он дает бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
Символизм цвета — только часть гигантской системы приёмов, которыми пользуются художники. О том, как они играют с контрастами и оттенками, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом