До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Существовал ли философский камень на самом деле?

Философский камень сулил вечное богатство, бессмертие и познание всех наук — неудивительно, что его пытались изобрести алхимики нескольких поколений. Рассказываем подробнее в статье.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать

Свойства камня

Строго говоря, изначально речь шла не о камне, а о мифическом алхимическом веществе, способном превращать базовые металлы (такие как ртуть, железо и свинец) в золото или серебро.
Наиболее часто упоминаемыми свойствами являются способность превращать цветные металлы в золото или серебро. Также камень наделяли чудодейственной силой исцеления: любые болезни отступали, если смешать эликсир с вином. Ещё он продлевал жизнь, превращал обычные камни в алмазы и другие драгоценности — его предназначение зависело лишь от фантазии автора.

Безуспешные поиски

Самое первое упоминание о возможности создать нечто подобное можно найти в трудах древнегреческого алхимика Зосимы Панополитанского, которого считают основателем алхимии в принципе. Большинство греко-римских алхимиков, предшествовавших ему, известны только под псевдонимами: среди них загадочные Моисей, Изида и Остан. Эти псевдонимы основаны на мифах и легендах. От других авторов, таких как Комариос и Хим, остались лишь фрагменты текстов, которые учёные изредка находят при раскопках. После 400 года нашей эры греческие писатели–алхимики занимались исключительно комментированием произведений предшественников, основывая все свои размышления и эксперименты на мудрости предков.
Зосима Панополитанский
Византийские и арабские алхимики были очарованы концепцией превращения металлов и пытались осуществить этот процесс, как минимум на бумаге. Согласно одной из легенд, Альберт Великий, наставник Фомы Аквинского, открыл философский камень и передал его тайну своему ученику незадолго до смерти. Однако в его трудах нет подтверждения этой легенды, хотя он отмечал, что был свидетелем создания золота путем «трансмутации». Среди современных учёных есть консенсус по поводу этой легенды: она появилась из-за того, что многие алхимики того времени пытались придать вес своим сочинениям и публиковали их от имени более известного Альберта. Это привело к путанице и к сложности точного установления авторства многих текстов, приписываемых Альберту.
На протяжении большей части XII и XIII веков алхимические знания в Европе появлялись из переводов древних источников на латынь. Роджер Бэкон, францисканский монах, написал свою Великую работу (на латыни она называется Opus Majus) для папы Климента IV в 1267 году. Она была написана в рамках проекта по восстановлению средневековой университетской учебной программы, чтобы частично включить эти знания в программы нового времени. Хотя алхимия не была для него важнее, чем другие науки, Бэкон считал её и астрологию важными частями как естественной философии, так и богословия.
Роджер Бэкон
Швейцарский алхимик XVI века Парацельс верил в существование некоего неоткрытого элемента, от которого все другие (земля, огонь, вода, воздух) были просто производными формами. Парацельс считал, что этот элемент и был философским камнем.

Философия и камень

Алхимия, со своей символикой и практиками, глубоко связана с философским мышлением. Различные философские течения так или иначе отображают концепцию единого элемента, существующего за рамками человеческого познания.
Например, в неоплатонизме, течении, основанном на учениях Платона, существует идея о иерархии бытия. Материя претерпевает процесс трансформации, чтобы достичь высшего, запредельного уровня мироздания. Алхимический процесс в целом и окружающие философский камень легенды отражают эту идею трансцендирования материи и достижения невозможного в обычных условиях познания.

Порох вместо мудрости

Существует расхожая легенда о получении пороха вместо философского камня. Её главное действующее лицо — Бертольд Шварц (его настоящая фамилия неизвестна), алхимик и монах, живший во Фрайбурге в первой половине XIV века. Всё свободное время он посвящал поискам философского камня. Однако его опыты пугали соседей и они обвинили его в колдовстве, после чего Бертольда посадили в тюрьму. Однако даже в заключении он не прекратил занятий наукой, и в один день поставил нагреваться смесь из селитры, серы и древесного угля. Смесь взорвалась в железном котелке, обдав дымом и копотью лицо изобретателя. Это и дало фамилию учёному: Шварц, с немецкого — чёрный.
Бертольд Шварц
Сюжет разрабатывался в искусстве. Так, художник Джозеф Райт на одном из своих полотен изображает алхимика, также стремящегося получить философский камень, и его учеников на заднем фоне. Однако вместо превращения субстанции в камень, способный, подобно царю Мидасу, превращать всё в золото, он получает фосфор. Интересно, что художник уходит от образа учёного монаха, типичного для XVII века: комната напоминает церковь, заострённые готические окна отсылают к пост-ренессансной эпохе, а сам экспериментатор склоняется перед сосудом, словно ожидая причащения. Эта аллюзия на церковь — одновременно и дань современности, и скрытое послание в прошлое: монахи заменили веру в божественное начало и жизнь после смерти верой в постижимое научным путём бессмертие.
Джозеф Райт. «Алхимик, открывающий фосфор», 1771 год

Отражение в поп-культуре

Идея о философском камне, разумеется, вошла и в разнообразные виды искусства: от живописи и кино до литературных произведений. Например, он фигурирует в романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (неудивительно, учитывая заголовок книги). Здесь он даёт вечную жизнь тому, кто выпьет эликсир на его основе. Поэтому за камнем охотится главный злодей саги. Его владелец — Николас Фламель, реально существовавший в XIV веке алхимик, который прославился своим долголетием. Это долголетие приписывалось якобы открытым им тайнам алхимического вещества.
«Гарри Поттер и Философский камень» (2001), реж. К. Коламбус
А в аниме «Стальной алхимик» философский камень изображается как легендарное вещество, многократно увеличивающее могущество алхимика. В картине мира этого тайтла нормальны различные алхимические преобразования, однако существует закон равноценного обмена: если ты хочешь что-то получить, будь готов заплатить соответствующую цену. Философский камень же позволяет совершать трансмутации в обход этого правила, даёт власть над самой материей. Это вещество существует не только в форме камня: оно может быть как жидким, так и твёрдым, иметь любую форму и размер.
Рассказываем о глубоком символизме и значении ритуалов, связанных с одним из самых ярких и запоминающихся праздников мира:
Почему День Мертвых в Мексике — веселый праздник?
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСТОРИЯ