Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему классические издательства скоро исчезнут

Почему классические издательства скоро исчезнут
Писатели долгое время зависели от издательств. «А что, если мою рукопись вернут обратно?» «А вдруг они попросят меня поменять заголовок?» — эти вопросы рано или поздно приходили в голову каждому автору. Но сейчас книжный бизнес меняется. Никто не может гарантировать, что в ближайшие годы самый ярый поклонник бумажных книг не перейдет на Киндл. В статье рассказываем, почему мы скоро можем попрощаться с классическими издательствами.

Время чтения статьи: 6 минут
Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Цифровая революция

Прогресс изменил не только способ потребления информации, но и сам процесс создания контента. Автор освобождается от долгих и не всегда успешных переговоров. Только представь, именно они вызывают больше всего сложностей. Из-за переговоров писатели вынуждены обращаться за помощью к литературным агентам, которые отвечают за юридические отношения между издательством и автором. Наличие посредника в литературном процессе всегда ограничивает писателя. Например, однажды литературный агент Донны Тартт без ее спроса продал права на экранизацию романа «Щегол», что возмутило писательницу. Подобных случаев можно избежать, если публиковаться самостоятельно.
Как ты можешь догадаться, это не самый лучший расклад для издательского бизнеса. Упрощение процесса публикации книг приводит к тому, что издатели больше не контролируют отбор литературы, а значит, теряют прежний авторитетный статус. Представляешь, в 2023 году количество продаж электронных книг через самиздат-сервисы составило 52%. А ведь это больше половины от общего числа проданных книг. Этот тренд только набирает обороты, а значит существование издательств оказывается под настоящей угрозой. Получается, что появление интернета кардинальным образом изменило правила игры в книжном бизнесе, а писатели сегодня стали куда более независимыми, чем раньше.

Печатная книга vs электронная

Кажется, будто классические издательства обладают привилегией — прямым доступом к книгопечатанию. Однако предпочтения читателей меняются. В мире, где информация в Интернете доступна мгновенно, печатная книга теряет свою привлекательность для многих людей. По данным Pew Research Center, в 2022 году количество людей, предпочитающих электронные книги, возросло до 30%. Книжный мир подстраивается под новые тенденции. В феврале 2024 года на площадке Букмейт вышел книжный сериал Алексея Сальникова «Когната». В печати этот текст должен появится лишь грядущей осенью, в «Редакции Елены Шубиной». Подобные издательские стратегии в дальнейшем могут значительно увеличить число любителей электронных книг.
Даже такие крупные издательства, как Penguin Random House, вынуждены сокращать производство печатной продукции и инвестировать в цифровые публикации, чтобы остаться конкурентоспособными. При этом интернет-платформы, такие как Amazon, с каждым годом укрепляют свои позиции, вытесняя классических издателей с рынка.

Выходит, что большинство читателей все еще предпочитают бумажные книги. Но, скорее всего, в ближайшие годы эта тенденция существенным образом изменится.

Монетизация творчества

В классических издательствах был устоявшийся способ оплаты: сначала авторам выплачивали аванс, а уже после публикации книги доход делили между писателем, издателем и литературным агентом. Сложно, правда? Однако с приходом цифровых платформ, которые позволяют связываться с аудиторией напрямую, многие писатели выбирают иные способы монетизации, избегая посредников в лице издательств.
Сервисы, доступные по подписке и краудфандинговые платформы становятся все более популярными. Онлайн-платформы позволяют писателям не только обрести финансовую независимость от издательств, но и наладить более тесный контакт со своими читателями.

Все это разрушает привычную систему отношений между писателем и издательством. Теперь автор может сам обеспечить себе стабильный доход и продвижение на рынке. А значит, в издательствах больше нет особой необходимости.

Глобализация

Глобализация позволяет авторам распространять свои произведения без привязки к местным рынкам. Национальные издательства, которые когда-то играли роль межкультурных посредников, теперь сталкиваются с серьезной конкуренцией, ведь стало намного больше глобальных платформ и независимых авторов. Все чаще авторы по всему миру стали писать свои произведения не на родном, а на английском языке, чтобы охватить более широкую аудиторию. Пожалуй, самые яркие примеры — это Салман Рушди, писатель индийского происхождения, который удостоился Букеровской премии и Кадзуо Исигуро — лауреат Нобелевской премии по литературе из Японии.
Иногда этот процесс происходит и в пределах одной страны. Например, крупнейшее российское издательство «Эксмо» часто присматривается к произведениям, опубликованным на площадке «Литрес: Самиздат» в поисках авторов, которым можно предложить контракт.
Классические издательства неизбежно теряют прежний авторитет, если не смогут адаптироваться к новым условиям. Вот 4 основные угрозы, с которыми им уже пришлось столкнуться:

1. Развитие онлайн-платформ дает авторам возможность издавать книги без посредников. Писатели становятся независимыми, получая полный контроль над творческим процессом и доступ к широкой аудитории через интернет.

2. Электронные книги становятся все более популярными. Хотя большинство людей еще предпочитают бумажные книги, цифровые издания постепенно вытесняют их с рынка.

3. Интернет-платформы и краудфандинг позволяют авторам получать доход напрямую от читателей, минуя издательства с их процентами и сложными контрактными условиями.

4. Эти же платформы предоставляют авторам возможность продавать свои произведения по всему миру, конкурируя с национальными издательствами.
ЛИТЕРАТУРА