Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Иуда Искариот в живописи

Иуда Искариот в живописи
Образ Иуды Искариота — одна из самых противоречивых фигур в христианской традиции, и его восприятие в искусстве на протяжении веков менялось столь же кардинально, как и взгляды на его предательство. С момента, когда он предал Иисуса за 30 сребреников, Иуда стал символом предательства, воплощением зла и алчности. Но по мере развития искусства, художники и скульпторы начинали смотреть на его фигуру с разных сторон, пытаясь глубже понять его мотивы и внутреннюю борьбу.

Время чтения: 5 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Средневековье: Иуда как воплощение зла

На протяжении первого тысячелетия Иуда Искариот неизменно изображался как абсолютное зло, олицетворение предательства и коварства. Художники Средневековья следовали жестким канонам, где Иуда был персонажем без права на оправдание. На фресках Средневековья Иуда часто изображен без нимба или с черным нимбом, чтобы зритель сразу мог его выделить среди апостолов.
Тайная вечеря Джотто ди Бондоне
В сценах «Тайной вечери» Иуда, как правило, сидит отдельно от остальных или даже изображен в профиль, чтобы символизировать его изоляцию и падение.

Возрождение: Переосмысление образа

На этой знаменитой фреске Леонардо перестает выделять Иуду как явного предателя. На картине он не сидит отдельно, и его можно найти лишь по мелким деталям, таким как мешочек с деньгами. Леонардо отказывается от привычного для Средневековья символизма, предлагая зрителю самому решить, кто из апостолов предатель.
Леонардо да Винчи Тайная вечеря
На «Тайной вечере» Леонардо Иуда не выделяется внешне среди учеников, зритель сам должен найти его, наблюдая за действиями всех персонажей.
Приложение Правое полушарие Интроверта
С приходом Ренессанса художники стали отходить от черно-белых представлений о добре и зле. Иуда стал изображаться не просто как предатель, а как сложный и многообразный персонаж.

Барокко: драма и динамика

Картина Караваджо — это яркий пример драматической сцены предательства. Свет и тень играют важную роль в создании напряжения между Христом и Иудой. Однако в этой динамике теряется личность самого Иуды, который здесь скорее инструмент предательства, чем сложный персонаж.
Караваджо Поцелуй Иуды
В картине Караваджо свет и тени подчеркивают момент предательства Иуды, создавая динамичную и напряженную атмосферу. Художники эпохи барокко, такие как Караваджо, акцентировали внимание на драматизме событий, связанных с Иудой, но сосредотачивались больше на внешней динамике и свете, чем на психологических нюансах.

XIX век: Трагедия раскаяния

В картине Николая Ге Иуда предстает один на один со своей совестью, его мучения выражены через силу простого, но мощного образа. На этой картине Николая Ге Иуда изображен в момент глубокого раскаяния. Художник передает внутреннюю драму апостола: он наблюдает за тем, как его учителя ведут на казнь, осознавая, что именно он стал причиной этих событий.
Николай Ге Совесть Иуда
Эта работа подчеркивает человеческую сторону Иуды, показывая, что он страдает от чувства вины. В XIX веке художники начали глубже изучать внутренний мир Иуды, его раскаяние и трагедию. Его образ перестал быть символом абсолютного зла и стал восприниматься как фигура, погруженная в мучительное осознание своего поступка.

XX век: Переосмысление трагедии

Коржев изображает Иуду не в момент предательства или раскаяния, а после самоубийства. Его тело висит безжизненно, а на полу лежат 30 сребреников — символы предательства. Лицо Иуды не показано, но его трагедия передана через символы: опустошенность и обреченность. Это не демонстрация насилия, а глубокое размышление о том, что предшествовало его поступку. В XX веке художники продолжили искать новые интерпретации образа Иуды. В центре внимания теперь не само предательство, а трагедия человека, доведенного до раскаяния и самоубийства.
Гелий Коржев передает всю трагедию Иуды через простой, но мощный образ тела, висящего в одиночестве, и упавших на пол сребреников.
Образ Иуды Искариота в искусстве служит зеркалом, отражающим изменения в культурных, религиозных и философских взглядах общества. От простой аллегории зла до сложной фигуры, погруженной в трагедию и внутреннюю борьбу, Иуда остается одной из самых многогранных и исследуемых фигур, демонстрируя, как искусство способно эволюционировать вместе с человеческим пониманием морали и человеческой природы.
Автор — Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
Приложение Правое полушарие Интроверта
ЖИВОПИСЬ