До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое натюрморт

Натюрморт — один из жанров изобразительного искусства. Он представляет элементы неодушевлённой природы, объединённые в отдельную группу. Почему название жанра оказалось неудачным? Когда появился натюрморт и как он связан со смертью?

Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Мёртвая природа или тихая жизнь

Слово «натюрморт» появилось очень поздно. Оно попало в тексты об искусстве в начале XIX века, — через 200 лет после появления самого жанра. Этот термин происходит от французского nature morte либо от итальянского natura morta, то есть «мёртвая природа». Сначала его применяли к тем картинам, на которых была изображена не просто мёртвая, но умерщвлённая натура: охотничьи трофеи и битая дичь. Постепенно значение распространилось на композиции из цветов, плодов и других предметов.
Этот термин распространился преимущественно в странах Средиземноморья и в качестве заимствования из французского в России. В странах Северной Европы использовался противоположный по смыслу вариант: голландский stilleven, что означает «тихая жизнь». В немецком и английском языках сохранилось то же название: stilleben и still life.
null
М. Буллема де Стомме «Натюрморт с кубком-наутилусом»

Когда появляется натюрморт

Изображения предметов неодушевленной природы встречаются ещё в искусстве Античности. В известной легенде о споре греческих живописцев Зевксиса и Паррасия птицы слетаются клевать нарисованный виноград.
В эпоху Возрождения в Италии и на севере Европы художники помещали в свои произведения элементы натюрморта: детали интерьера, ювелирные украшения, цветы и плоды. Пока это были ещё не самостоятельные натюрморты, а отдельные предметы, включённые в пространство портрета или религиозной композиции.
null
Г. Мемлинг «Благовещение», 1482 г.
В алтарных картинах XV и XVI столетий эти протонатюрморты приобретали символическое значение: хрустальная ваза, розы или рукомойник символизировали чистоту Богоматери, рыба и хлеб напоминали о Христе, а лимон со срезанной кожурой — красивый снаружи и кислый внутри — мог означать предательство.
Цветочные гирлянды, ювелирные украшения и даже изображения черепа со свечой часто появляются в ренессансных портретах. Эти элементы выступают как символы memento mori, особенно если речь идёт о черепе на обороте портрета молодого человека. Цветы и украшения с драгоценными камнями намекают на добродетели модели и играют роль статус-символа, вроде современных Rolex.
Когда в конце XV столетия флорентийским дамам запретили надевать слишком много украшений одновременно, появились, портреты, в которых украшения изображаются отдельно от хозяйки — например, лежащими рядом на столе.
К концу XVI века натюрморт постепенно разрывает связь с религиозной живописью, выделяясь в самостоятельный жанр. Первым примером такого рода считается картина Караваджо с изображением корзины с фруктами.
Иногда первыми натюрмортами называют ренессансные картины-обманки в духе Якопо де Барбари. Они создают иллюзию реальности изображённых предметов и появляются ещё на рубеже XV–XVI столетий.

Развитие жанра

Чистый натюрморт широко распространяется в XVII веке в эпоху барокко. Тогда же начинается период расцвета этого жанра.
Популярным натюрморт становится в Голландии. Изображения цветов, фруктов, плодов и посуды наводняют голландский художественный рынок. Появляются мастера, работающие исключительно в этом жанре, а сам натюрморт разделяется на несколько типов: букеты, завтраки, рыбные натюрморты, изображения битой дичи. Особый вид составляет так называемый «учёный» натюрморт, он же «натюрморт с черепом» — философское размышление на тему vanitas — тщеты и конечности земной жизни.
null
П. Клас «Завтрак с ветчиной», 1647 г.
Голландские художники достигают невероятных высот в передаче цвета и света, а особенно — материала и фактуры предметов. Они с лёгкостью воспроизводят холодный металлический блеск кувшина, прозрачное стекло бокала, бархатистую кожицу персика или сочный кусок ежевичного пирога. Эти картины пронизаны религиозным символизмом: каждый цветок ассоциируется с конкретными святыми, Христом или Богоматерью, бабочки символизируют человеческую душу, а раковина означает пустую телесную оболочку.
Сами голландцы никогда не называли свои работы натюрмортами, да и термина тогда ещё не существовало. Словосочетание «мёртвая природа» совсем не подходило для этих полных жизни произведений. Их обозначали просто «цветы» или «завтрак» — в соответствии с подвидами жанра. Начиная с середины XVII столетия в Голландии распространяется уже знакомый нам термин stilleven.

Судьба жанра

После расцвета в Голландии XVII века натюрморт не раз переживал периоды подъёма и упадка. В XVIII столетии главным мастером этого жанра был французский художник Шарден. Как и малые голландцы, он блестяще передавал материал и фактуру вещей. Шарден всегда тщательно следил за свежестью фруктов и охотничьих трофеев, которые писал. Если его персики или зайцы начинали портиться, он тут же заменял их новыми. Даже самый «мёртвый» предмет у него кажется «живым», а манеру Шардена часто противопоставляют «бутафорским» фруктам его младшего соотечественника Сезанна.
В XIX веке жанр натюрморта переживает упадок и возрождается только на рубеже столетий. Постимпрессионистические натюрморты Сезанна выдержаны в ярких, но холодных и контрастных тонах. Яблоки, груши и другие фрукты на них выглядят застывшими, а фон — динамичным.
Натюрморты Сезанна во многом предопределили развитие жанра в XX веке. Его картины передают ощущение цельности и стабильности окружающего мира — идея, к которой будут тяготеть и от которой будут отталкиваться другие художники.
Каждое направление в искусстве трактовало натюрморт по-своему. Этот жанр прекрасно подходил для демонстрации особенностей стиля. В XX столетии натюрморт полюбили все: экспрессионисты, сюрреалисты, кубисты, представители поп-арта и абстрактного искусства.
Натюрморты современных художников-гиперреалистов больше похожи на фотографии, чем на живопись. Они отсылают к картинам-обманкам эпохи Ренессанса, а через них — к античной теории жизнеподобия в искусстве.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО