Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Набоков ненавидел Достоевского, но вечно его копировал?

Можно долго перечислять писателей, которые не нравились Владимиру Набокову: Сервантес, Гоголь, Фолкнер, Пастернак… Но Достоевский занимает в этом ряду особое место. Автор «Лолиты» неоднократно критиковал творчество Федора Михайловича и называл его произведения «ужасной тягомотиной», но при этом многое у него заимствовал. Сегодня расскажем, в чем причина этой ненависти, которая очень тесно граничила с любовью.
Время чтения статьи — 6 минут

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Эстет против идеолога

Достоевский и Набоков как авторы развивалась в разных направлениях. Первый стремился стать писателем-пророком, второй же мыслил литературу преимущественно в эстетических категориях.
В своих известных лекциях о русской литературе Набоков признавался: «Не скрою, мне страстно хочется Достоевского развенчать». Его критика касалась главным образом стиля и идейного содержания произведений Федора Михайловича. Набоков-эстет обвинял Достоевского в том, что тот, по его мнению, жертвовал психологической достоверностью и художественными достоинствами текста ради выдвижения моральных и религиозных дилемм. Набоков в своих произведениях избегал идеологичности. Его «Лолита» была прочитана многими как оправдание преступных действий по отношению к несовершеннолетней девочке — и все это благодаря тщательной проработке психологического портрета Гумберта Гумберта.
В «Преступлении и наказании» Достоевский «склоняет» над Евангелием головы Раскольникова и Сони, как бы показывая, что оба они — своего рода преступники. Набоков считает, что в этом нет «художественно оправданной связи»: путь, который избирает Соня, не может соизмеряться с тяжким грехом, который берет на свою душу Раскольников. Мы, как читатели, вообще мало знаем о жизни Сони — нам приходится поверить Достоевскому на слово, а это, по мнению Набокова, недопустимо.
Писатель также называл Ставрогина, Рогожина, Раскольникова и Ивана Карамазова «психопатами», объясняя таким образом их многочисленные внутренние конфликты. Набоков полагал, что Достоевского нельзя назвать писателем-реалистом, поскольку мир его героев — это «галерея неврастеников и душевнобольных». Персонажи не развиваются в течение романов, в отличие от сюжета. Выстраивание детективной интриги — это то немногое, в чем, по мнению Набокова, преуспел Достоевский.
В другой своей лекции Набоков выделял три качества великого писателя: он должен быть рассказчиком, учителем и волшебником. Но по-настоящему крупным становится тот писатель, у которого «первую скрипку играет волшебник». Под этим определением Набоков подразумевал способность писателя создать стилистически безупречный текст. По мнению Набокова, Достоевский с его «торопливым и лихорадочным нагромождением слов с бесконечными повторениями» был далек от этого.
Таким образом, неприязнь Набокова к Достоевскому обусловлена тем, что два этих писателя ставили перед собой разные творческие задачи. Для Набокова важнее было сосредоточиться на психологической проработке персонажей, на совершенстве языка, для Достоевского же — вовлечь читателя в сюжетную интригу и реализовать в ней идеологический конфликт.

Кради как художник

Но что, если Набоков просто завидовал Достоевскому? Влияние Федора Михайловича очень заметно в нескольких произведениях его виртуозного критика.
С одной стороны, подобные оммажи иногда носят исключительно пародийный характер. Например, в романе «Отчаяние» Набоков задействовал ключевые мотивы из «Двойника» и «Преступления и наказания». Писатель сделал это явно, чтобы отсылку мог увидеть каждый. Главный герой романа «Отчаяние» Герман встречает человека, которого принимает за своего двойника. Он намеревается использовать это сходство для того, чтобы совершить преступление и извлечь из этого финансовую выгоду. Не будем углубляться в сюжет, чтобы избежать спойлеров. Лишь обратим внимание еще на то, что Набоков здесь отсылает не только к Достоевскому, но и к Пушкину — обрати внимание на имя героя, которое перекликается с Германном из «Пиковой дамы».
С другой стороны, некоторые находки Достоевского могли вызывать у Набокова чувство писательской ревности. Есть вероятность, что сюжет, лежащий в основе «Лолиты», был вдохновлен главой «У Тихона» из «Бесов» — она была в свое время изъята из романа по цензурным соображениям. Достоевский в образе Николая Ставрогина исследует психологию личности развратника, который буквально рушит судьбу ребенка. Четырнадцатилетняя (в другом варианте — десятилетняя) Матреша повесилась после того, что с ней сделал Ставрогин. Похожий прием мы видим и в «Лолите», хотя в романе Набокова последствия действий Гумберта Гумберта носят более отсроченный характер. Уже повзрослевшая Лолита умирает в родах, разрешившись мертвой девочкой. Она не была ребенком Гумберта, но эта двойная смерть является символом глубочайшей травмы, которую нанес Лолите главный герой романа.
Было бы преувеличением сказать, что Набоков ненавидел Достоевского. В противном случае он не заимствовал бы у того сюжетные и психологические наработки, в которых видел большой художественный потенциал.
Теперь ты знаешь, в чем состояла суть диалога Набокова и Достоевского сквозь столетие. Напомним тебе главное:

1. Набоков критиковал Достоевского за то, что тот отдавал предпочтение идеологической составляющей своих романов, забывая об их художественном устройстве.

2. Произведения Федора Михайловича становились предметом пародии Набокова — например, в «Отчаянии» писатель отсылает читателя к «Двойнику» и «Преступлению и наказанию».

3. Набоков мог испытывать своего рода зависть к находкам Достоевского. Например, сюжет «Лолиты» перекликается с эпизодом из «Бесов», где также рассматриваются разрушительные последствия действий сексуального характера над ребенком.
Неприязнь Набокова к Достоевскому — это моя личная боль, поскольку оба автора входят в число моих любимых. Но все же именно Достоевский изменил мою жизнь. После прочтения «Преступления и наказания» я решил связать свою жизнь с литературой. В обществе сложилось много предрассудков о Достоевском — отчасти, именно их и транслирует Набоков.
Изучай литературу, чтобы избавиться от предрассудков и посмотреть на книги свежим взглядом. Для этого достаточно осознанно выделять по 10 минут в день на просмотр лекций-саммари, и ты легко научишься ориентироваться в сложных темах. За просмотр лекции ты будешь получать галочку в приложении и видеть свой ежедневный прогресс. Так ты регулярно будешь повышать свою эрудированность.
2024-10-04 14:33 ЛИТЕРАТУРА