Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как СССР боролся с верующими: разбор религиоведа

Автор: Ольга Тарасова, религиовед (УрФУ)
«Борьба с религией — борьба за социализм» — под таким лозунгом проходила антирелигиозная пропаганда на раннем этапе развития СССР. Но почему такая пропаганда вообще существовала? Давай разбираться.
Время чтения — 9 минут

Атеизм vs старый порядок

Важной мишенью советского режима была Русская православная церковь. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно православие было государственной религией в Российской империи. А большевики, которые пришли к власти, стремились уничтожить все, что относилось к старому режиму. А еще идеология нового правительства была основана на учении Карла Маркса, который считал религию институтом, созданным для угнетения масс. Церковь пыталась удержаться в стране и даже признала Временное правительство, однако смягчения политики добиться так и не удалось.
Возможно, ты удивишься, но известны даже так называемые красные священники. Они пытались приспособиться к новым условиям и поддерживали революцию. Таким был Дмитрий Яковлевич Попов. Разумеется, за поддержку большевиков очень скоро он был лишен сана. А значит, перед религиозными деятелями встал выбор: жить в новой стране или оставаться верным религии. Ведь атеизм был одним из главных постулатов СССР. Даже если бы все православные пытались угодить большевикам, дружбы между ними бы не вышло.
Как видишь, в начале XX века совпали несколько факторов, из-за которых РПЦ оказалась в тяжелом положении: православие ассоциировалось со старым порядком, который большевики стремились разрушить. А после расстрела царской семьи, последней надежды сторонников империи, о совместном существовании православия и большевиков не могло быть и речи.
Советуем узнать больше о последнем российском императоре в этой лекции:

Антирелигиозная пропаганда в СССР

Кажется удивительным, но официально религия в СССР никогда не была под запретом. Конституция 1918 года провозгласила свободу религиозной пропаганды для всех граждан страны. А вот в Конституции 1936 года признана только свобода отправления культа, то есть проявления веры, а про религиозную пропаганду ни слова. Но как же тогда вышло, что по всей стране разрушали храмы, а священники были вынуждены бежать за границу? Дело в антирелигиозной пропаганде. Любопытно, что среди рекомендаций для подготовки антирелигиозных лекций сказано: «не допускать оскорбления чувств верующих». Конечно, на практике этой рекомендации придерживались слабо. Взгляни, например, на плакаты, опубликованные в журнале «Безбожник» в 20-е годы прошлого века.
Помимо публикации оскорбительных плакатов и карикатур на священнослужителей, правительство принимало и более разрушительные меры в отношении РПЦ.
К 1925 году духовенство было лишено избирательных прав. Вместе с ним в списках «лишенцев» оказались «люди, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли», «лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными» и «частные торговцы».
А в 30-е годы на смену пропаганде пришел период активной борьбы с религией. Началась так называемая безбожная пятилетка во главе с Емельяном Ярославским. Это не было государственное мероприятие. Однако, по данным историка церкви Владислава Цыпина, пятилетка совпала с закрытием более 70 епархий, расстрелом около 60 архиереев и закрытием более 8000 церквей.
В рабочих программах вузов значительное внимание уделялось «разоблачению» религиозной веры. Религию определяли как «извращенное, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними внешних сил». В источниках для изучения религии были преимущественно авторы-атеисты: Л. Фейербах, В. И. Ленин, К. Маркс и Ф. Энгельс. О непредвзятом изучении религиозных явлений речи быть не могло. Образование, так же как и другие сферы жизни, оказалось пропитано ненавистью к религии.
Только представь, каково было людям, родившимся еще во времена империи. Они всю жизнь посещали церковь, верили в Бога, отмечали православные праздники. А с приходом советской власти все это оказалось ограниченным, ведь храмов становилось все меньше, а вера в Бога не просто перестала быть важной, но и резко осуждалась. Конечно, мало кто отказался от Бога: согласно данным переписи населения от 1937 года, 56% людей оставались верующими.

Положение других религий

Может показаться, что гонения были направлены исключительно на РПЦ, однако под удар попали и другие организации.
Например, к исламу в первые годы советской власти большевики проявляли терпимость. На мусульман у правительства было намного меньше влияния, ведь большая их часть проживала на окраинах страны. А еще ислам — вторая по численности религия в СССР и большевикам нужна была поддержка мусульман. Однако после того, как власть в стране была твердо установлена, «заигрывания» закончились. В 1930-е годы разрушили большинство мечетей, закрыли мусульманские школы, а еще изъяли часть религиозных книг. Легальный статус ислам получил только во время Второй мировой войны, когда власть вынуждена была снять жесткие ограничения для религий, ведь мусульмане активно поддерживали Красную армию.
А вот иудеи подвергались гонениям еще с 1918 года. По всей стране закрывали синагоги, расстреливали и выгоняли раввинов, то есть учителей или глав иудейских общин, и даже запретили преподавание иврита. Дело в том, что иудаизм — национальная религия. А значит, она устанавливает приоритет национальной принадлежности над классовой. Как ты можешь догадаться, это в корне противоречит идеям советской идеологии. А ведь евреи были даже среди партийных деятелей СССР. Самые известные из них: Лев Троцкий и Яков Свердлов. Но они не были иудеями по вере и не акцентировали внимание на своей национальности ради политической власти.
Отношение к буддизму же менялось на протяжении столетия. К 1941 году в стране не осталось ни одного действующего дацана, буддийского монастыря. Получается, с буддизмом произошло то же самое, что и с другими религиями: противники активно разрушали храмы и сжигали религиозную литературу. Однако после Второй мировой войны политика смягчилась. Согласно «Положению о буддийском духовенстве в СССР», принятому в 1946 году, был построен Иволгинский дацан, который стал главной резиденцией главы буддистов СССР. Однако власти лояльно относились только к тем буддистам, которые являлись таковыми по рождению, а вот новопришедших по-прежнему решительно осуждали.
Антирелигиозная политика в СССР коснулась не только православия. Однако отношения власти и религиозных организаций зависели от нужд государства. В первые годы СССР мусульманам и протестантам было разрешено вести религиозную деятельность, обучать основам религии и даже распространять ее. Однако в 1930-е годы, когда большевики уже прочно стояли на ногах, в этих уступках не было необходимости, религии оказались равны перед безжалостными репрессиями.
Следующее ослабление гонений пришлось на Вторую мировую войну. И это неудивительно, ведь власти нужна была поддержка населения. А после окончания войны гонения на религию опять ужесточились: Н. С. Хрущев превращал места религиозного паломничества в парки и санатории, запретил благотворительность и крестные ходы. Следующие послабления в отношении религий были уже в 80-е годы из-за кризисной ситуации в стране. Правительству стало попросту не до религиозных вопросов.
Вот так в СССР проходила антирелигиозная пропаганда. А ты теперь понимаешь, почему религия считалась «опиумом народа» и осуждалась:
  1. Религия ассоциировалась с Российской империей. Николай I провозгласил принцип «Православие, самодержавие и народность». А большевики были недовольны жизнью в империи и стремились создать противоположное общество. Однако у них ничего не вышло, а многие исследователи, например Карл Поппер, считают, что марксизм стал новой религией, которая пришла на смену православию. Одним из признаков новой религии можно назвать мавзолей на Красной площади. Чем не религиозный культ?
  2. Большая часть гонений была направлена на православие. Подтверждение этого — антирелигиозные плакаты СССР. Они содержали множество карикатур на православных священников и прямых издевательств над храмами. Православие — не просто самая распространенная в СССР религия. Ее приверженцы еще и не поддерживали новую власть. Убийство царской семьи стало ужасным потрясением для всех верующих. В итоге РПЦ не признала новое правительство. Даже сегодня в социальной концепции РПЦ сказано, что идеальная форма правления в государстве — это «симфония властей», то есть сотрудничество церкви и государства.
  3. После того как советская власть стала устойчивой, начались гонения на все религиозные организации в стране. Под удар попали мусульмане, иудеи, буддисты и последователи других религий. По всей территории СССР закрывали храмы, уничтожали святыни, расстреливали религиозных деятелей. Но когда власти необходима была поддержка населения, например, во время Второй мировой войны, правительство было вынуждено идти на уступки. Так, Архиерейский собор РПЦ был проведен в 1943 году по инициативе Иосифа Сталина. А значит, полностью искоренить религию так и не удалось. В этом нет ничего странного, ведь идея уничтожить то, что было для людей священным на протяжении тысячелетий, изначально была утопией.
Для углубленного изучения религии и истории советуем посмотреть эти лекции

История религий: от язычества до христианства
Все о православии
История СССР: от Октябрьской революции до 1991 года
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИЯ Избранные статьи