Двухколёсный велосипед с мотором появился в 60-х годах XIX века. Его главным отличием было наличие парового двигателя. Принцип его работы был прост: сгорающее топливо выделяло пар, который выталкивал поршень, тот приводил в движение остальные механические части, которые вращали колесо. Такие паровеловозы были созданы практически одновременно Сильвестром Роупером в Америке и Луи Гийомом во Франции.
Оба этих изобретения сохранились до наших дней. Американская версия хранится в музее Смитсоновского научно-исследовательского института, а детище Луи Гийома находится в частной коллекции. Паровой тип двигателя был небезопасным, тяжёлым и попросту неэффективным в использовании, поэтому дальнейшие модификации не заставили долго ждать.
Итальянцы Матеуччи и Барсанти в 1856 году создали первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Вместо пара двигатель приводил в движение горючий газ – водород или светильный газ. Такой двигатель был безопаснее и запускался проще предыдущего, но всё еще был довольно тяжёлым.
Немецкий инженер Готлиб Даймлер использовал такой двигатель как основу для разработки бензинового ДВС. В 1885 году он и Вильгельм Майбах представили изобретение. Оно называлось Daimler Petroleum Reitwagen, или керосиновая повозка для верховой езды Даймлера. Её вес был около 70 кг, максимальная скорость — 12 км/ч, а колеса и рама — деревянными. Для большей устойчивости сзади было два дополнительных колеса, как на детском велосипеде.
Первый эксперимент удался и уже 8 марта 1886 года на его основе был создан первый четырехколёсный самодвижущийся экипаж — прототип автомобиля. Таким образом, именно мотоцикл стал прародителем классической машины.
Серийное производство
В 1894 году компания Hildebrand & Wolfmüller запустила серийное производство мотоциклов. Такой аппарат весил всего 50 кг и мог развивать скорость до 45 км/ч. За три года компания выпустила 2 тыс. экземпляров, которые были довольно быстро распроданы. Такой мотоцикл заводился «с толкача», имел один передний тормоз и внешне напоминал женский велосипед.
Постепенно устройство двухколёсного транспорта улучшилось. Менялись шины, подвески, появилась коробка передач, искровое зажигание, цепной привод (вместо ремня, которое крутило колесо), а также воздушное охлаждение. Все эти модернизации постепенно делали мотоциклы более безопасными, быстрыми и лёгкими. Ведущими странами мотопроизводства стали Германия, Италия США, СССР и Англия.
Появлялись гонки, первым организатором которой стал Автомобильный клуб Франции. Гонки были не только интересным зрелищем, но и отличным способом протестировать технику и выявить характеристики, нуждающиеся в улучшении.
23 октября 1898 года в России прошла первая Гонка моторов, по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село. Правда закончилась она аварией. Дороги не были перекрыты и одна из лошадей в повозке испугалась, перекрыв санями узкое шоссе. К счастью, никто не пострадал.
Начало XX века
В начале XX века мотоциклы стали очень популярны. Они были дешевле, быстрее и практичнее автомобилей, поэтому легко вписались в повседневность: использовались в доставке почты и продуктов и даже как транспорт полисменов. Для пассажиров, желающих прокатиться с ветерком, появились мотоциклы с колясками.
В 1923 году компания BMW, до этого производившая авиационные двигатели, выпустила свою первую модель мотоцикла R42. Этот байк с двухцилиндровым мотором мощностью 12 л. с. развивал скорость до 95 км/ч, а уже в 1937 году усовершенствованная модель R42 поставила рекорд в 279.5 км/ч.
Были и более интересные эксперименты, например, мотоцикл «Чехия», на котором могли одновременно разместиться три человека. У этого гиганта было целых четыре топливных бака и вес в 180 кг. Примечательным был немецкий мотоцикл Megola начала 20-х. Его дизайн был явно вдохновлен стилем ар-нуво, а ДВС был расположен огромной «звездой» прямо на переднем колесе.
В период Второй мировой войны СССР, США, Германия и Англия массово производили мотоциклы для армии. Создавались целые мотобатальоны. В условиях бездорожья такой транспорт был незаменим. После войны мировая промышленность долго восстанавливалась, но даже в это время лёгкие и недорогие мотоциклы пользовались спросом.
Из военной промышленности также пришли основы новых моделей, таких, например, как Vespa итальянской компании Piaggio. Современную модель Веспы можно и сейчас увидеть летом на улицах городов. Этот маленький мотороллер стал символом возрождающейся промышленности Италии. Японцы стали также активно участвовать в мировом мотопроме, активно развивая небезызвестные Kawasaki, Yamaha, Honda и Suzuki.
Новая эра
В США зародились мотосообщества, появились первые «байкеры» и вскоре байкерская культура распространилась по всему миру. Однако в 60–70 годы покупательская способность мотоциклов снизилась, уступив место более дешевым и практичным автомобилям. Мототранспорт отходит на второй план и занимает место хобби и развлечений.
В 80-е годы внедряются новые улучшения: электронная впрысковая система, пневмоподвеска и дисковые тормоза. Появляются четырёхколесные квадроциклы и эндуро — специально для езды по пересеченной местности. Начинается деление на классы: классические (дорожные), круизеры, туристические, спортивные, чопперы, эндуро и кросс.
Сегодня рынок мотоциклов невероятно разнообразен. Подобрать мотоцикл можно для любых целей, будь то езда по городу, путешествие на дальние расстояния, катания по пересеченной местности, мотоспорт или трюки. Практически за век мотоциклы прошли невероятный путь, олицетворяя собой самые передовые достижения технического прогресса. С каждой новой моделью мотоцикл продолжает улучшаться. Кто знает, возможно, в скором времени он научится летать…