Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Краткое содержание «Критики способности суждения» Канта

«Критика способности суждения» — это заключительная критика в трилогии Иммануила Канта.
Пересказываем вам краткое содержание, даже если ты думаешь, что критика только одна.
Время чтения — 7 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Что за книга?

«Критика способности суждения» Иммануила Канта — это одно из его основных философских произведений, опубликованное в 1790 году. Эта работа посвящена анализу человеческого способа суждения и представления, особенно в контексте эстетики и теории познания.
Кант делит способность суждения на две части: эстетическую (суждение о красоте и прекрасном) и телегологическую (суждение о цели и целесообразности в природе).
Основная идея Канта заключается в том, что суждение является актом мышления, который объединяет наше восприятие и понимание объекта. Он вводит понятие «суждения вкуса», которые относятся к эстетическому опыту. Согласно его теории, оценка красоты не может быть объективно доказана или измерена, она скорее зависит от субъективных внутренних переживаний и вкуса каждого человека.
Важным моментом является также понятие «телегологических суждений». Кант утверждает, что в отличие от естественных наук, которые объясняют явления через причинно-следственные связи, телегологические суждения относятся к тому, как мы воспринимаем цели и целесообразность в природе, видя в ней порядок и организацию.

Основные темы

Аналитика прекрасного
«1 + 1» (2011)
Прекрасное рассматривается Кантом как часть анализа человеческой способности к суждению, связанной с эстетическим восприятием.
Кант различает два вида прекрасного: свободное (без цели) и зависимое (связанное с целью). Он утверждает, что прекрасное свободное является более высоким идеалом. Прекрасное свободное не имеет цели и не подчиняется правилам или назначению, оно «безразлично» и вызывает эстетическое удовольствие само по себе.
Прекрасное свободное, по Канту, может быть проиллюстрировано, например, в чистой форме и абстракции искусства. Он утверждает, что наилучшие произведения искусства способны вызвать «безразличное» восприятие, где мы не фокусируемся на какой-то конкретной цели, а просто наслаждаемся формой и гармонией.
Однако, Кант также признает, что в реальном мире многие объекты прекрасны в зависимости от их целей и назначения. Прекрасное зависимое связано с функциональностью объекта. Например, растение или животное может считаться прекрасным из-за своей природной гармонии и соответствия своей биологической цели.
Таким образом, прекрасное в «Критике способности суждения» Канта связано с идеей безразличного, свободного восприятия, которое не подчинено внешним целям или назначению. Это понятие прекрасного выражает эстетический идеал, который присущ объектам искусства, природе и даже человеческой телесности, когда она рассматривается с точки зрения формы и гармонии.
Аналитика возвышенного
В «Критике способности суждения» Канта, понятие возвышенного играет также значимую роль. В отличие от категории прекрасного, возвышенное связано с тем, что вызывает в человеке чувство трепета и благоговения, а не чистого эстетического удовольствия.
Возвышенное, по Канту, возникает в тех случаях, когда мы сталкиваемся с величественными природными явлениями, могучей силой природы, необъятностью, мощью или даже страховыми ситуациями. Он утверждает, что это чувство возвышенного связано с осознанием собственной беспомощности перед величественным и необъятным.
В отличие от прекрасного, которое привносит радость и удовольствие, возвышенное вызывает смешанные чувства страха и восторга. Это чувство возвышенного воспринимается как что-то, что превосходит наши представления и вызывает мысль о бесконечности и величии. Например, встреча с грозой, высокой горой или могучим водопадом может вызвать чувство возвышенного.
Кант также подчеркивает, что возвышенное может быть вызвано не только природой, но и искусством, особенно когда художник создает образы, которые подчеркивают величие и могущество.
В итоге, в «Критике способности суждения» Канта, возвышенное представляет собой эстетическую категорию, которая связана с переживанием человеком величия и необъятности, вызывая чувство благоговения, трепета и подавленности перед чем-то высоким и непостижимым.
Дедукция эстетических суждений
В «Критике способности суждения» Канта, дедукция эстетических суждений, особенно в контексте прекрасного, представлена через анализ способности суждения и эстетического вкуса. Кант стремится определить универсальные принципы, которые лежат в основе наших эстетических суждений и объясняют, почему мы считаем что-то прекрасным.
Ключевая идея Канта заключается в том, что эстетические суждения не могут быть выведены из общих понятий или правил, как это делается в теории дедукции в других областях философии. Вместо этого, он предлагает идею «безразличного» суждения, которое не подчинено четким универсальным правилам.
Процесс дедукции эстетических суждений, по Канту, происходит благодаря способности суждения в целом, которая соединяет частные случаи с общими принципами. Кант утверждает, что при формировании эстетических суждений мы применяем «вкус», который является своеобразным чувством меры и гармонии.
Он отмечает, что идеальное суждение о прекрасном требует согласия, которое он называет «общественным» вкусом, где различные индивидуальные вкусы подчинены единому стандарту. Это общественное единство в суждениях об искусстве, по Канту, основано не на объективных характеристиках объекта, а на способности суждения, которая обща для всех разумных существ.
Таким образом, дедукция эстетических суждений в «Критике способности суждения» Канта связана с идеей общественного вкуса, который является способностью объединять разнообразные индивидуальные вкусы в единое эстетическое суждение, не имеющее строгих универсальных правил, но базирующееся на способности суждения, общей для человечества.
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВО