С детства мы привыкли к разделению героев на хороших и плохих: в сказках мы сразу понимали, что добрые и честные герои обязательно победят, и болели за них. Но в последние годы всё изменилось: зрителей почти не привлекают «хорошие» герои без изъянов, а харизматичные злодеи становятся все популярнее, и про них даже начинают снимать отдельные фильмы. Как так получилось?
Предыстория антигероев
Конечно, этот прием совсем не новый: таких героев можно найти еще у Гомера и в мифологии (например, древнескандинавский бог Локи своими выходками доводит мир до Рагнарека). А расцвет антигероев начинается в период романтизма. Мы все знакомы с этими противоречивыми персонажами: например, Печориным из «Героя нашего времени».
Кино, появившееся только в начале ХХ в., прошло этот путь всего за 100 лет. К концу ХХ в. герои, которые не всегда поступают правильно, завоевывают экраны телевизоров и кинотеатров: вспомним «Криминальное чтиво», «Леона» и «Бойцовский клуб».
На данный момент никого не удивишь антигероем в главной роли (а ведь когда-то «Клан Сопрано» перевернул наше представление о хороших и плохих героях в сериалах), ведь даже семейный «Дисней» почти не создает абстрактных злодеев, которые творят зло ради зла.
Первые сдвиги
Еще в 2000-е гг. спорные и сложные герои, чья совесть и прошлое не совсем чисты, начинают завоевывать мир через фантастику и сериалы. Они поддаются своим слабостям и прячутся от проблем за цинизмом. Доктор Хаус или Хэнк Муди из «Блудливой Калифорнии» становятся популярнее «хороших» парней. Все совершают ошибки и пытаются сохранить лицо, и поэтому почти каждый может представить себя на их месте.
Расцвет нового типа героев
Со временем героев, которые не всегда поступают честно, теснят откровенные злодеи. Так, сериал «Ганнибал» переосмысляет знаменитого персонажа – эстет, гурман и психопат завоевывает сердца зрителей. Не менее хладнокровный и не менее популярный персонаж – Фрэнк Андервуд, расчетливый политик из хита Netflix «Карточный домик».
Эти герои помогают нам отдаться фантазии: как бы могли поступить, если бы не были скованы этическими установками? Целая плеяда неоднозначных персонажей появляется и в «Игре Престолов»: в сериале почти нет абсолютного зла, и мы видим, что каждый борется за то, что считает верным.
Эту идею подхватывает даже Дисней: невероятно популярное «Холодное сердце» превращает снежную королеву из злодейки в главную героиню, оказавшуюся жертвой предрассудков.
А в «Малефисенте» герои и злодеи и вовсе меняются местами. В оригинальной сказке и мультфильме Малифисента – однозначно отрицательный персонаж, который заколдовал принцессу и целое королевство. В новом же фильме она становится главной героиней и оказывается жертвой расчетливого возлюбленного – более того, именно ее поцелуй материнской любви спасает спящую красавицу Аврору.
Непростые супергерои
Последними сдались супергеройские фильмы. Еще в 2000-е мир поразили «Хранители» и Роршах, который действовал скорее как преступник, чем герой. Затем по-новому зажглась звезда Джокера.
А в 2010-е суперзлодей Локи, хулиган Дедпул и безумная Харли Квин затмили Супермена, Капитана Америку и прочих положительных супергероев. И неудивительно: ведь каждый задумывался, что, приобретя суперспособности, можно творить не только добрые дела.
Почему же мы так любим эгоистичных, циничных и подчас жестоких героев?
Вероятно потому, что эти герои не совершенны, у них есть страхи, сомнения и недостатки, которые свойственны обычным людям, что делает их сложными и объёмными. Мало кто в жизни умеет не поддаваться негативным эмоциям и всегда поступать правильно, как, скажем, Белоснежка или Капитан Америка. А харизматичные злодеи учат нас главному: никто не идеален, но измениться и исправить свои ошибки точно стоит попробовать.