Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему закончилась эра бодипозитива?

Автор: Анастасия Тузова, журналист (СПбГУ)
Твое тело — твое дело. Ты прекрасна такой, какая ты есть.

Совсем недавно эта риторика была главной в медиа, а теперь все снова начали худеть — даже те, кто убеждал нас, что любые тела прекрасны. Значит ли это, что бодипозитив проиграл? И при чем тут оземпик?
Время чтения: 6 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Прекрасная эпоха

Движение бодипозитива появилось в 1996 году, и вопреки распространенному мнению, оно было не о том, чтобы принимать в себе то, что ты не можешь изменить (например, болезни или другие физические особенности). Смысл бодипозитива всегда был в принятии своего тела в любой форме и в любви к нему. И с самого начала движение защищало именно толстых людей: основательницы Body Positive Movement Конни Собчак и Элизабет Скотт хотели поддержать людей, у которых есть «проблемы с фигурой».
Конни Собчак и Элизабет Скотт
Казалось, что почти за 30 лет бодипозитив преуспел в борьбе с нереалистичными стандартами красоты. Мы стали чаще видеть настоящие, разные тела: в рекламе, журналах, кино. Процесс не был быстрым: только в 2020 году на Парижской неделе моды впервые приняли участие модели плюс сайз. И все равно многие говорили о том, что бодипозитив пропагандирует ожирение, лень и что теперь никто не хочет работать над собой.
Но на деле «пропаганда» не сработала: люди не стали спокойнее относиться к своим телам. Согласно статистике, с 2000 по 2018 год распространенность РПП увеличилась с 3,4% до 7,8%.
распространенность РПП статистика
Несмотря на возмущения о том, что теперь в медиа повсюду «пропагандируют ожирение», репрезентации оказалось недостаточно, чтобы люди стали принимать разные тела как норму.
В 2020 году всего лишь 2,2% моделей на мировых подиумах были плюс сайз. То есть «пропаганды худобы» в медиа по-прежнему было в десятки раз больше. И тот факт, что люди обращают внимание на каждую обложку, каждый показ, каждый сериал, в котором есть женщины с размером больше S, только подтверждает, что их не так много.

Оземпиковая лихорадка

Культурные стандарты всегда менялись медленно. Например, пышные «рубенсовские тела» считались эталоном женской красоты несколько десятилетий. А утягиваться корсетами было модно на протяжении нескольких веков.
«Героиновый шик» появился только в 1990-х — поэтому вполне закономерно, что даже несмотря на сопротивление эта мода не ушла за 30 лет.
С появлением оземпика произошел откат. Оземпик — это препарат для диабетиков II типа, снижающий аппетит. Но сейчас его воспринимают как просто дорогое средство для похудения. Ажиотаж поднялся, когда множество публичных лиц резко сбросили вес: и Ребел Уильямс, и даже Ким Кардашьян, и даже Барби Феррейра.
Адель Кристина Агилера Ким Кардашьян
Как только появился легкий (или кажущийся легким) способ похудеть, им воспользовались даже те, кто говорил, что любит свое тело и не стремится его изменить. Причем этот способ явно не самый здоровый: учитывая, что многие принимают оземпик, не имея к нему показаний, это мало чем отличается от популярных в 2010-х слабительных, мочегонных и антидепрессантов, которые тоже использовали не по назначению. И некоторые это понимают, поэтому мало кто рассказывает о приеме препарата.
Все увидели, что лидеры мнений ради худого тела готовы даже к возможным побочным эффектам от лекарства, которое им не назначали. А значит, это именно то, что на самом деле нам всем надо.

Пластмассовый мир победил

Почему медиа диктуют нам, как выглядеть, и почему мы им подчиняемся? Виноват, как всегда, капитализм.
Приложение Правое полушарие интроверта
В XIX веке с индустриализацией и развитием массового производства начали появляться первые рекламные стратегии, которые акцентировали внимание на товарах, связанных с уходом за телом. Это стало началом коммерциализации красоты.
По мнению философов Франкфуртской школы, с развитием капитализма красота становится товаром. А Зигмунт Бауман писал, что в обществе потребления товарами становятся даже наши тела.
Мишель Фуко исследовал, как капитализм превращает красоту в инструмент манипуляции массами. Реклама создает недостижимые стандарты, чтобы заставлять нас покупать товары в попытке хотя бы приблизиться к идеалу. «Ведь вы этого достойны». Мы покупаем абонементы в спортзалы, жиросжигатели, дорогие препараты, лишь бы выглядеть так же, как модели на обложках и экранах.
Симона де Бовуар считала, что стандарты красоты — это не просто способ заработка корпораций, но и инструмент контроля над женщинами. Ведь корпорациями даже сейчас управляют преимущественно мужчины — они и создают эти стандарты, чтобы женщины оставались в роли объекта и тратили деньги, силы и время, пытаясь им соответствовать.
Симона де Бовуар Зигмунд Бауман Теодор Адорно Макс Хоркхаймер
Можно сказать, что такой подход лишает женщин субъектности: ведь они сами делают выбор, следовать стандартам или нет. Но в мире, где люди с размером L не могут купить одежду в масс-маркете, этот выбор является иллюзией.
Женщины имеют право распоряжаться своими телами как хотят: сбрасывать или набирать вес, делать косметологические процедуры или не ходить даже на маникюр. Но когда ради внешности они готовы пожертвовать даже здоровьем, это точно нельзя назвать свободным выбором. Поэтому хочется верить, что этот период — не конец эры бодипозитива, а только кризисный этап в его истории.
Как думаешь, эпоха бодипозитива ушла навсегда? И так ли это плохо?
Приложение Правое полушарие интроверта
ПСИХОЛОГИЯ МОДА