«Мастер и Маргарита» — великий роман. Согласись, с этим утверждением вряд ли кто-то поспорит. Но почему? Как же так вышло, что роман Булгакова признают шедевром во всем мире? Давай разберемся, что на этот счет думают эксперты из разных областей: литературовед, психолог и религиовед.
Время чтения — 8 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Точка зрения литературоведа
Раскроем секрет: чтобы узнать подлинную ценность произведения, сперва нужно понять, из чего оно состоит. «Мастер и Маргарита» — калейдоскоп аллюзий на мировую литературу. Начиная с параллелей с «Фаустом» и Евангелием, заканчивая подражанием прозе Белого. Булгаков наследует и обогащает литературную традицию предшественников.
«Мастер и Маргарита» — это эксперимент с точки зрения композиции. Здесь Булгаков подражает как модернистам, так и классикам XIX века. Например, «Мастера и Маргариту» многое сближает с романом Андрея Белого «Петербург». Сатира, гротеск, фантастические элементы, ритмичность и музыкальность текста. Также действия обоих романов происходят в столицах. О Булгакове редко думают как о наследнике традиций русского модернизма. Но именно это объясняет запутанное устройство романа. Характерный для XIX века последовательный сюжет сменяют фрагментарные, обрывочные структуры. Это позволило Булгакову уместить в одном романе три истории: похождения Воланда и его свиты, любовную линию и «ершалаимские» главы.
А еще рассказ Воланда о судьбе Иешуа Га-Ноцри явно перекликается с романом Достоевского «Братья Карамазовы». В нем атеист Иван Карамазов делится с братом своей поэмой «Великий инквизитор». По ее сюжету Иисус появляется в испанском городе Севилье во времена инквизиции. Там его арестовывает и допрашивает старый кардинал. Так вот, в «Братьях Карамазовых» и «Мастере и Маргарите» авторы вводят религиозный сюжет одним и тем же композиционным способом. Это рассказ в рассказе или мизанабим — художественная техника, при которой одно произведение помещают в другое. Теперь понятно, почему Бегемот вступается за Достоевского: заявляет, что он бессмертен. Булгаков постоянно оглядывался на Достоевского, пока писал «Мастера и Маргариту».
Наконец, масштаб романа можно легко проследить по именам героев. В них Булгаков тоже закладывает аллюзии. Возьмем, например, Коровьева-Фагота, старшего подчиненного в свите Воланда. Первая часть его имени ассоциируется с пьяницей Коровкиным из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Да, снова Достоевский! Вторая же часть, очевидно, связана с музыкальным инструментом. Но также «Фагот» перекликается с французским выражением sentir la fagot, что означает «отдавать нечистью».
Выходит, читать «Мастера и Маргариту» можно долго и скрупулезно. Это многоуровневый текст. Сначала он привлекает читателя красочностью, а затем заставляет обратить внимание на сложную структуру. Чтобы полноценно осмыслить роман Булгакова, помни, из какой традиции он вырос. Это и модернизм, и русская литература XIX века.
Что же скажет психолог?
«Мастер и Маргарита» — буквально ящик Пандоры с разными психологическими состояниями.
Например, история Мастера про идентичность. Роман, талант и творчество — это главная опора его личности. Во многом именно поэтому Маргарита стала для него особенной. Она смогла оценить роман, а значит, признать Мастера. По этой же причине Мастер воспринимает критику романа как критику его самого. Она приводит к апатии и тревожному расстройству. «Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-то <...> Я боролся с собой как безумный. <...> страх владел каждой клеточкой моего тела», — эти строки романа напоминают паническую атаку.
Вряд ли Булгаков хотел описать какой-то определенный психический диагноз. Но о расстройстве Мастера могут говорить повышенная эмоциональность, тревожная привязанность к Маргарите, а также чувство никчемности из-за критики. Ну а Воланд и говорящий кот… Чем не психотический эпизод?
А Маргарита — это почти мечта когнитивного психолога. Она уверенно держит границы и старается мыслить объективно. Мастер и его роман — первое, что приносит ей радость за долгое время. Ее жизнь до встречи с Мастером можно сравнить с эпизодом высокофункциональной или «улыбающейся» депрессии. При этом расстройстве внешне люди выглядят вполне нормально, но внутренне страдают от ангедонии. Это симптом, при котором человек не получает удовольствия от жизни. Так, вполне логично, что Маргарита привязалась к Мастеру. В нем она обрела смысл.
Конечно, одна из главных линий романа — любовная. Она до сих пор вызывает много споров. Кто-то считает отношения Мастера и Маргариты созависимыми. Они «сливаются», не могут жить друг без друга. Это явно тревожные звоночки. Другие же видят в их истории светлую и чистую любовь.
А мы предлагаем третий вариант. Влюбленность совпала с личностным кризисом и Мастера, и Маргариты. Они поддерживали друг друга. Это позволило им «выдохнуть», то есть почувствовать себя в безопасности и безусловном принятии. Потребность в безопасности есть у каждого, как и эволюционное стремление искать партнера. Вместе попросту больше шансов выжить. Поэтому в том, что Маргарита и Мастер тянулись друг к другу, нет ничего удивительного. А определенная доля зависимости от партнера — абсолютная норма.
В общем, «Мастер и Маргарита» — отличный материал для психологического анализа. Булгаков раскрывает проблемы межличностных отношений, психологических состояний, конфликта между внутренними желаниями и общественными нормами. Вероятно, отчасти благодаря глубоким психологическим портретам роман и считают великим.
А как считает религиовед?
В «Мастере и Маргарите» есть довольно много отсылок, которые точно заинтересуют религиоведа.
Булгаков посвящает половину романа религиозным сюжетам. Он интерпретирует евангельские события через сюжет о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Согласись, отсылка на биографию Иисуса Христа довольно очевидна. Но Булгаков переосмысливает традиционные библейские образы. Он представляет Иешуа как философа и гуманиста, а не как божественную фигуру. Также в романе ты не увидишь воскрешения. И чудеса здесь творит не Бог, а Воланд. В советской Москве он показывает, что добро и зло относительны. Это не характерно для религиозных представлений. Воланд задает вопрос: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Еще один важный момент в «Мастере и Маргарите» — критика советского атеизма. Подобные устои разочаровывают даже Воланда. Михаил Берлиоз и Иван Бездомный убеждают его, что нет ни Бога, ни дьявола. Через образ Воланда Булгаков подчеркивает: отказ от религиозных ценностей привел общество к духовной пустоте и моральному упадку. Воланд указывает на жадность и лицемерие людей: «Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. <...> квартирный вопрос только испортил их…»
Персонажи романа часто сталкиваются с вопросами веры, сомнениями и поисками истины. Так, Мастер, как творец, ищет смысл и признание. А Маргарита воплощает преданность и жертвенность. При этом не забывай, что она предает мужа ради Мастера. И это тоже ставит под сомнение как религиозные, так и общественные нормы.
Получается, роман Булгакова показывает, что в мире нет ничего абсолютного. В любой идее можно усомниться, будь то религиозная доктрина или атеизм. Роман интересен не только захватывающим сюжетом, но и религиозно-философскими идеями.
Итак, мы посмотрели на «Мастера и Маргариту» с точки зрения разных наук. Давай повторим 3 главные причины, почему это великий роман:
- Булгаков наполнил роман аллюзиями на мировую литературу. Это отразилось на композиции, героях и сюжете «Мастера и Маргариты». Например, он объединил традиции модернизма и русской литературы XIX века. Отсюда и необычная структура повествования.
- Булгаков тонко чувствует личности и проблемы героев. Их можно бесконечно анализировать с точки зрения психологии. Допустим, на примере Мастера можно понять, как зарождается тревога в ответ на критику. Для Мастера между его романом и личностью стоит знак равно.
- В романе Булгаков поднимает вечные религиозно-философские вопросы. Он переосмысляет библейские образы и критикует атеистическое общество. Так, сам повелитель сил Тьмы упрекает людей в моральном упадке, жадности и лицемерии.