До конца акции осталось:
Предновогодняя флеш-сейл со скидкой 50% на самые популярные курсы
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое марины и зачем их писать?

Женское имя, направление живописи или итальянский стиль поэзии? В статье рассказываем про художественные особенности марин, зачем их создавали и почему их продолжают писать художники.
Время чтения: 6 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Имя

Марина, или морская живопись — художественное направление, которое развивалось с XVI века. Его основные темы — пейзажи, сражения, штормы и другие явления, которые встречаются в бескрайних водных пространствах. Термин происходит от латинского слова «marinus», что означает «морской».
Многие люди не совсем корректно называют искусство морского пейзажа маринизмом по аналогии с другими художественными течениями. На самом деле маринизм — это направление в литературе, которое относится к поэту Джамбаттиста Марино. Он не имел ничего общего с морем и писал вычурные стихи с множеством метафор и ярких образов. Однако слово «маринизм» настолько срослось с пейзажами в сознании людей, что про поэтическое прошлое термина почти забыли.
Марина возникла в период эпохи Возрождения и стал особенно популярна в Нидерландах и Италии. Художники стремились передать мощь и красоту моря, его переменчивость и величие, а также изображали то, что связано с водой: корабли, порты, маяки и др.
Главные черты направления — детализация морских пейзажей, акцент на световых эффектах и атмосфере, реалистичный стиль и преобладание синих и зеленых оттенков.

Развитие

В XVI и XII вв. марина начала активно развиваться в Нидерландах, когда государство было крупнейшей торговой и военной державой. Поэтому сюжеты с рыбацкими судами и морскими сражениями часто встречались на картинах художников. Первой работой в жанре считается «Португальский флот на фоне скалистого берега» Корнелиса Антониса. На ней мы видим монументальные корабли в окружении спокойных береговых вод. Она не вызывает у нас сильных эмоций, потому что все объекты на ней выглядят пропорционально и естественно. Это действительно морской пейзаж, но его главные лица — корабли.
Корнелис Антонис. «Португальский флот на фоне скалистого берега», 1520 год
С наступлением Золотого века голландской живописи марина начинает меняться: на первое место выступает красота и могущество стихии, природа становится полноправным участником картин. Вклад в развитие жанра внёс художник Корнелис Вром. Большую часть своих полотен он посвятил морю. На картине «Голландские корабли набегают на испанские галеры у фламандского побережья» мы видим, как судна терпят крушения. Высокие волны вызывают чувство незащищённости перед стихией, а туман на заднем плане делает изображение «объёмным». За ним ничего не видно, но мы знаем, что впереди есть только море. Другой важный художник эпохи — Питер Брейгель Старший. Он довёл искусство марины до совершенства. Его «Неаполитанская гавань» также показывает морское сражение, но мы наблюдаем за ним издалека. Нас поглощают тусклые краски неба и воды: в их окружении судна кажутся маленькими хрупкими.

Распространение

В дальнейшем мода на марину распространилась и в других странах. Крупнейший французский пейзажист Клод Лоррен писал тёплые и спокойные морские сюжеты. Они были проникнуты красотой природы и игрой света и запечатляли пасторальное состояние окружающего мира. Его «Утро в гавани» изображает небольшую пристань античного города. Одни моряки отплывают, другие — пришвартовываются, за ними следят несколько девушек. Но житейская зарисовка лишь дополняет основные образы картины — великолепное рассветное небо и воду, в которой отражается Солнце. Море и небо предстают в работе как единое целое, и ничто не нарушает это величие.
А Клод Жозеф Верне, например, предпочитал динамику. Его морские пейзажи — это движение, мощь и сила стихии. Он часто писал бури, кораблекрушения и битвы на фоне огромных волн и грозовых туч. На картине «Кораблекрушение в бурю» художник показал, что море невозможно подчинить человеческой воле. Молнии на заднем плане предвещают усиление грозы, гигантские волны на переднем — разрушения и смерть. Корабли неестественно наклонены, люди напуганы, но природа к ним не прислушивается.
Английский художник Николас Покок был военным моряком и вдохновлялся сражениями между Англией и Францией. Он тщательно изучал планы битв и устройства разных кораблей, чтобы максимально точно передать техничность и красоту баталий в непредсказуемом море. Его картина «Битва при Копенгагене» состоит из двух частей. Внизу мы видим стройные ряды детально проработанных кораблей. Одни из них выпускают снаряды и активно сражаются, а другие подбиты или полностью уничтожены. Наверху — ясное небо. Оно будто наблюдает за войной, которая не имеет для природы никакого смысла.
Николас Покок. «Битва при Копенгагене», написана в начале 19 века

Тёрнер

В начале XIX века преобладала художественная эпоха романтизма, которая вдохновляла художников на изображение величественных морей, штормов, рассветов и закатов. Морской пейзаж стал отражением романтических идей о природе, свободе и приключениях.
Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля “Отважный”», 1839 год
Выдающийся маринист эпохи — Уильям Тёрнер. Он прославился своими драматическими изображениями моря и природных явлений. Его работы включают штормовые морские сцены, закаты, пейзажи с парусниками и портовыми городами. Он умел передать разнообразные настроения моря: от спокойного и таинственного, как на картине «Последний рейс корабля “Отважный”» до бурного и могущественного («Рыбацкие лодки с торговцами»).
Художественные эксперименты Тёрнера с цветом и светом, размытые контуры, мягкие переходы и яркие цветовые акценты, повлияли на развитие импрессионизма.

Айвазовский

Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год
Самый прославленный мастер морского пейзажа — Иван Айвазовский. За свою карьеру он написал более шести тысяч марин. Он искусно передавал движение волны, игру света и тени, а также величие и мощь природы. Его картины часто излучают драматизм и эмоциональность и захватывают зрителя.
Море Айвазовского разное: спокойное («Утро на море»), задорное («Крым»), тревожное («Чёрное море») и бушующее («Корабли в бурном море. Восход солнца»). Он воздавал выразительные и реалистичные эффекты освещения и отражения, а также работал с композицией и перспективой, чтобы изобразить человеческий мир как своеобразную декорацию бесконечного пространства воды.
Многие произведения Айвазовского стали символами русской живописи. «Девятый вал», «Радуга», «Среди волн» — его работы можно найти во многих международных музеях и коллекциях, они до сих пор восхищают миллионы людей своей красотой.
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ