Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Зачем нужно расовое и гендерное разнообразие в кино?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Елизавета Фандорина

Приложение для саморазвития. Скачать


Последние годы при обсуждении большинства новых фильмов и сериалов все чаще звучит слово «репрезентация». Студии и режиссеры громко заявляют о своих широких взглядах на составы съемочных групп и темы сценариев. Перед каждым «Оскаром» журналисты и общественность обсуждают состав номинантов. Находится и много недовольных, кто заявляет о том, что искусственное расширение гендерных и расовых рамок приводит ни много ни мало к смерти кинематографа. Зачем это нужно? 

Деньги


Несмотря на громкие заявления кинематографистов, лишь малая их часть служит идее справедливости. На самом деле женщины и не-белые герои появляются в кино по одной простой причине. Эти самые женщины, афроамериканцы, представители ЛГБТК+ и американские азиаты (а это большой процент зрителей) с радостью платят деньги за кино и сериалы, где они могут увидеть историю про людей, похожих на них. Такое кино окупается (не всегда, как и фильмы без расширенного состава), и на него есть спрос.

Для студий все вышеперечисленные категории – это люди, которые готовы платить за контент. Стоит помнить, что Голливудское кино в первую очередь ориентируется на англоязычный рынок, т.к. он приносит больше денег. И даже если в России люди недовольны составом «Ведьмака», создателям всё равно. Ведь 9 из 10 российских зрителей, посмотревших сериал, смотрели его на пиратских сайтах.

Дети


Очень часто противники репрезентации против того, чтобы что-то новое появлялось именно в детском и семейном кино. Но дети и подростки часто ищут в мультфильмах и сериалах образцы для подражания. В 90-е новые принцессы Диснея и героини сериалов «Зена» и «Баффи» были революционными для своего времени – они сами меняли свою судьбу. Они тоже подвергались критике, но теперь 20 лет спустя мы понимаем, что без них было не обойтись.

Новизна


Все новое тяжело воспринимается зрителем, хотя на самом деле кино меняется не так быстро. Хэтти Макдэниел была первой темнокожей актрисой, удостоенной Оскара в 1940 г., но ей даже не разрешили сидеть рядом с остальными актерами. За всю историю «Оскара» среди трех тысяч лауреатов был только 31 афроамериканец. Следующей актрисой, получившей Оскар за актерскую номинацию, стала Холли Берри в 2002 г.

Женщин, которые получили Оскар за не актерские номинации, тоже катастрофически мало. Почему же так происходит? Хорошим актером и режиссером человек может быть независимо от своего гендера, ориентации и расы – тому есть множество примеров. И теперь, когда в кино попасть легче (в т.ч. потому, что сценарии включают в себя новые типажи героев и новые истории), мы видим, что заветные награды получают самые разные люди.

«Отбеливание»


Если к второстепенным героям разных национальностей и ориентации мы привыкли, то к фильмам, где, например, азиаты или афроамериканцы играют главные герои, зрители часто относятся настороженно. Особенно если за основу взят традиционный сюжет (вроде скандала с темнокожей русалочкой) – но никого не смущает, что за десятки лет существования кино множество героев разных рас игрались актерами европейской внешности.

Ремейки


Частым аргументом против репрезентации в кино становится печальные примеры ремейков. Например, «Охотники за привидениями» с женским составом. Но давайте посмотрим правде в глаза: ремейки каждый год проваливаются в прокате, даже если в истории ничего не поменялось («Робокоп» и «Вспомнить все» оказались одними из худших ремейков в истории кино, несмотря на отличный актерский состав и большой бюджет). Отчасти поэтому они и проваливаются, т.к. многим историям необходимо обновление с оглядкой на современность. То, что хорошо смотрелось 30 лет назад, теперь выглядит устаревшим.

Есть случаи, когда расширение актерского состава делает историю ярче: например, в четвертом фильме про «Безумного Макса» акцент смещен на сильную женскую героиню, и фильму это пошло только на пользу.
КИНЕМАТОГРАФ