Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Психологические роли: родитель, ребенок, взрослый

В интернете часто говорят: «надо баловать своего внутреннего ребенка». Откуда взялся этот ребёнок? Разбираемся, кто придумал психологические роли и кем из этой троицы мы становимся в разные моменты жизни.
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Кто придумал эти роли?

Психологические роли были введены в науку Эриком Берном в 1957 году. Берн — американский психиатр и психоаналитик, который разработал теорию трансактного анализа. В ней основное внимание уделяется взаимодействию людей. Он считал, что все наши отношения строятся по моделям, которые закладываются в раннем детстве.
Эрик Берн
В своих статьях и книгах Берн отмечает, что люди часто занимают разные психологические позиции при общении с другими. Эти позиции влияют на то, как они воспринимают диалоги и взаимодействие с разными собеседниками. Берн идентифицировал три основные психологические роли или, как их ещё называют, эго-состояния: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Ставя большую букву в начале этих слов, Берн отделяет номинативные фигуры от реальных родителей, детей и взрослых.
Каждая из этих позиций соответствует определенному образу поведения и восприятия окружающего мира. Позиция Родителя предполагает помощь другим, стремление окутать заботой и защитить от проблем. Ребёнок эмоционален, спонтанен и предпочитает, чтобы за него делали выборы другие. Взрослого отличают логическое мышление, реалистичный взгляд на мир и самоконтроль.
Берн считал, что люди часто переключаются между этими тремя ролями в зависимости от ситуации и что эти переключения могут приводить к конфликтам и недопониманию. Он также утверждал, что люди могут застрять в определенных позициях, которые приводят к проблемам в личной жизни и на работе.
Концепция Берна расширялась и модифицировалась другими авторами. Например, Клод Штайнер, основатель подхода радикальной психиатрии, помогал Берну создать его теорию сценариев и впоследствии совершенствовал ее. После смерти Берна в 1970 году Штайнер продолжил работу над развитием теории трансактного анализа и стал одним из самых известных психотерапевтов, применяющих её на своих сессиях. Он разработал теорию эмоциональной грамотности, которая напоминает о важности понимания собственных эмоций и учит управлять ими.

Родитель

Роль Родителя представляет собой набор поведенческих и эмоциональных характеристик, которые соответствуют тому, какой мы запоминаем родительскую фигуру в раннем детстве. По поведению в рамках родительской роли можно определить, какая атмосфера была в доме человека в период его взросления. Например, если человек берёт на себя обязанность научить кого-то новому навыку, но не выдерживает потока дополнительных вопросов от ученика и начинает принижать его, то есть вероятность, что когда-то с ним так вели себя отец или мать. Ни чрезмерная критика, ни гиперопёка при каждом движении не поможет тем, на кого они направлены: есть вероятность, что у них останется травма от общения с такой родительской фигурой.
Родитель бывает критикующий и заботящийся. Первый буквально критикует наши действия и стыдит за какие-то поступки, вызывая к морали, заложенной в детстве. Важно, чтобы эта часть внутреннего Родителя не перетягивала на себя одеяло и была в балансе с заботящейся половиной. Заботящийся Родитель поощряет новые начинания и жалеет в минуты самокопаний. Здесь тоже нельзя впадать в крайности: если всё время только жалеть себя или других, не будет личностного роста, человек может стать зависимым от внутренней похвалы или сочувствия.

Ребёнок

Согласно теории Берна, в роли ребёнка человек испытывает эмоции, присущие детям, и ведет себя в соответствии с ними. Важно понимать: это не значит, что взрослый человек ведет себя как ребёнок. Он просто проявляет эмоциональные реакции, которые мы ассоциируем с детскими.
В теории трансактного анализа выделяются два типа внутреннего Ребенка: естественный и адаптивный.
Естественный Ребёнок — это та часть личности, которая хранит в себе чувства, которые мы испытывали в детстве. Но мы не всегда позволяем себе выразить их в повседневной жизни. Это могут быть позитивные эмоции — искренняя радость, любопытство, желание покапризничать и побыть беспечным, не отвечающим за принятие решений в данный момент человеком. Также Ребёнок отвечает за негатив: гнев, страх, тревогу и грусть. Вход в эту роль иногда помогает нам понять, что мы на самом деле чувствуем в той или иной ситуации, улучшает настроение и позволяет отдохнуть от постоянной ответственности.
Адаптивный Ребёнок в основном подчиняется требованиям окружающих и не выражает свои эмоции и желания. Это связано с тем, что в детстве мы хотим соответствовать ожиданиям родителей и заложенным ими нормам поведения. Из-за адаптивного Ребёнка мы подчиняемся или даже впадаем в зависимость от других, ставим крест на каких-то проблемах, не успев задуматься над путями их решения.
Оба Ребенка могут быть полезными, но они легко могут привести к проблемам — незрелости и безответственности, беспомощности и низкой самооценке. Не стоит слишком часто примерять на себя эту маску.

Взрослый

Внутренний Взрослый принимает решения, используя логическое мышление и выстраивает личные границы человека. В ситуациях, когда необходимо принимать логичные решения или управлять эмоциями, чтобы достичь своих целей, нужно входить именно в эту роль.
Взрослый — поведенческая проекция «взрослости», которая должна проявляться во взаимодействии с другими людьми. Поэтому не всегда внутренний Взрослый совпадает с общепринятыми нормами спокойного и уважительного общения: у разных людей выученные в детстве паттерны могут отличаться.
Концепция психологических ролей широко применяется в психологии и психотерапии. Она помогает людям лучше понимать себя и других, а также учиться эффективнее решать проблемы. Её часто используют на тренингах по развитию навыков лидерства, коммуникаций и управления конфликтами в профессиональной деятельности.
ПСИХОЛОГИЯ