Казимир Малевич — выдающийся художник, основатель и теоретик супрематизма. Одной из его менее известных, но важных работ является картина «На жатву» (Марфа и Ванька). Разбор полотна — в нашей статье.
Время чтения: 3 минуты. Приложение для саморазвития. Скачать
Основатель супрематизма
Малевич, выдающийся представитель советского авангарда, редко обращался к изображению человеческих фигур в своем творчестве. Тем не менее, когда он это делал, его персонажи обретали форму, созданную из уникальных супрематических кривых плоскостей.
Это стало отличительной чертой супрематизма — художественного направления, основанного Малевичем.
Марфа и Ванька
Перед тем как написать это произведение, Малевич создал картину «Ванька». Мальчик, изображенный на полотне «На жатву», является точной копией «Ваньки», который стоит к зрителю спиной, с головой, опущенной между плечами. Несмотря на примитивность форм, художник смог передать ощущение движения — зритель четко видит, что мальчик движется вперед, удаляясь от нас. Женская фигура — Марфа — выполнена в том же стиле, что и мальчик. На ее голове платок, а в руках она держит узелок и ведро. На заднем плане мы видим людей, которые заняты уборкой сена. В отличие от монохромных главных персонажей, фигуры на заднем плане выполнены в ярких цветах.
Крестьянский цикл
В автобиографии Малевич писал о своем увлечении темой сельскохозяйственного труда. «На жатву» является частью второго крестьянского цикла Малевича. Важно отметить, что в первом крестьянском цикле была работа «В поле», которая была утрачена — сохранился только ее набросок. Однако, сравнив две картины, можно увидеть увидеть различия между двумя периодами творчества художника — до и после супрематизма.
В оригинальных работах Малевича отсутствовал горизонт, который впоследствии был четко обозначен. Также в более поздних работах пространство приобретает направленность и перспективу благодаря четкому разделению на сектора, обычно окрашенные в разные цвета.