Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Красная помада — символ протеста?

В статье рассказываем о том, как простой предмет из косметички помогал женщинам бороться за свои права.
Время чтения: 3 минуты

Как вообще появилась помада

Помадой пользовались еще в Древнем Египте. Что интересно, губы красили и женщины, и мужчины, потому что помада была символом высокого статуса. В Древней Греции же нравы поменялись. Теперь ярко краситься могли и должны были только секс-работницы. Хотя постепенно мода на красную помаду дошла и до аристократии.
«Клеопатра», 1963
Затем на протяжении столетий отношение к макияжу менялось. В Средние века он считался вызовом Богу, потому что так женщины пытались улучшить данное им тело. Возрождение же, наоборот, идеализировало бледную кожу и ярко накрашенные губы. Но в XX века красная помада стала настоящим политическим заявлением.

1920-е: против бесправия

В ноябре 1912 года в Нью-Йорке прошла манифестация. Двадцать тысяч женщин прошли по улицам города, требуя избирательного права. Владелица бутика с косметикой Элизабет Арден заметила протест и, будучи прогрессивной женщиной, поддержала суфражисток. Она начала раздавать им красную помаду своего бренда. Сама помада и жест Арден стали символами женской эмансипации. И хотя достоверность истории иногда ставится под сомнение, легенда звучит красиво.
Актриса Ракель Торрес, 1920-е
В начале XX века красная помада считалась признаком легкомысленности, даже распущенности. Однако для суфражисток она символизировала силу и смелость и стала способом молча выразить несогласие с патриархальными нормами. Двадцать лет спустя, в эпоху джаза, женщины окончательно порвали со своими традиционными ролями. После Первой мировой войны они коротко постриглись и надели платья, открывающие колена. А красная помада стала символом новой женщины. Так они противопоставляли себя старшему поколению викторианской эпохи, которые возводили в культ бледность.

Какие еще символы использовали суфражистки в борьбе за свои права? Узнай с нашим саммари «История феминизма за 10 минут». В коротком видео рассказали все самое главное о движении и ответили на вопрос, о чем феминизм на самом деле.

1940-е: против фашизма

Во время Второй мировой войны красная помада приобрела статус политического заявления. По словам историков, Адольф Гитлер терпеть не мог яркий макияж. Он считал, что истинная арийка должна гордиться своим чистым, ненакрашенным лицом.
Реклама красной помады Arden
Женщины использовали помаду как символ протеста против фашизма, они красили губы даже на военной службе. Косметические бренды создавали оттенки с патриотическими названиями. Например, Victory Red (Победоносный красный) от Arden и Regimental Red (Полковой красный) от Helena Rubinstein. Есть мнение, что в оккупированной Франции красная помада также символизировала сопротивление.

Настоящее время: против сексизма

Сейчас женщины могут свободно носить красную помаду. Но иногда она все же становится поводом для споров.
В 2020 году широко распространилась история о 54-летней женщине из Индии, которая пришла на семейное торжество с накрашенными красным губами. Ее яркий макияж не понравился некоторым родственникам, они начали её стыдить. На защиту матери встал сын: он накрасил губы красной помадой, сфотографировался, выложил снимок в соцсети, а также разослал его родственникам.
«Месть от кутюр», 2015
Другая история случилась в Португалии в 2021 году. Во время выборов президента кандидат от правой партии Андре Вентура публично оскорбил кандидатку от левых Маризу Матиаш. Он намекнул, что ее красная помада свидетельствует о непрофессионализме.

Избиратели отреагировали сразу: в соцсетях запустили хештег #VermelhoEmBelem. Люди выкладывали фотографии с накрашенными красной помадой губами, выражая поддержку Маризе Матиаш и осуждая комментарии Андре Вентуры.
Итак, за три минуты чтения статьи ты узнал, что:
  • Красную помаду использовали мужчины и женщины еще в Древнем Египте
  • В 1920-е красная помада стала символом борьбы женщин за свои права
  • В 1940-е она символизировала борьбу с фашизмом
Откладывай книгу Бетти Фридан «Загадка женственности», в ней 570 страниц. Лучше смотри наше саммари про историю феминизма. За 10 узнаешь все об идеях движения и главных активистках и поймешь, почему у феминизма несколько волн. Это эффективно, ведь мы запоминаем всего 10% прочитанного. А саммари запомнишь на 50% больше!

Кстати, мы — «Правое полушарие Интроверта», сервис, где все объясняют за 10 минут. Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей или забирай доступ ко всей библиотеке контента за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.

Хочешь разобраться в идеях феминизма? Читай нашу статью:
Коварный гендер: ключевые идеи Джудит Батлер
КУЛЬТУРОЛОГИЯ