Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Скрытые смыслы картины Сурикова «Боярыня Морозова»

На полотне «Боярыня Морозова» Василий Суриков изображает новую эпоху России — церковный раскол XVII века. Для создания этой картины художник в течение четырех лет рисовал этюды и зарисовки. Какие тайны есть у этого полотна? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Ворона-вдохновитель

В детстве Василий Суриков услышал от своей крестной историю о боярыне Морозовой и ее сестре Евдокии Урусовой. Они были представительницами рода семьи Романовых и владели большим состоянием. Однако, когда сестры отказались принять церковную реформу патриарха Никона, их ждали конфискация имущества, арест, допрос, а потом и ссылка в Боровской острог и голодная смерть в земляной яме. На картине Суриков как раз и показал отправление сестер в Чудов монастырь.
В. Суриков. «Княгиня Урусова», 1885-1886 год
Художник рассказывал, что с образом главной героини и замыслом картины ему помогла ворона: «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом “Боярыню Морозову” написал».

В поисках лица боярыни Морозовой

Суриков искал прототипы не только для главной героини, но и второстепенных персонажей. Например, хохочущего купца он написал с диакона Троицкой церкви, странника с посохом — с паломника. Также художнику позировали обитательницы старообрядческой общины на Преображенском кладбище. Особое внимание Суриков уделил снегу. Он ждал снегопад, чтобы зарисовать свежие колеи и написать снег, используя множество разных оттенков. Интересно, что живописец ставил людей на снег, чтобы увидеть, как меняется цвет кожи. Один из натурщиков, которого Суриков нашел на рынке, сидел почти голышом на морозе, а художник растирал его ноги водкой и после написания портрета дал ему три рубля.
Когда живописец почти создал картину, он понял, что не хватает главной героини — боярыни Морозовой. Суриков писал ее с родной тетки, но она потерялась в толпе. Художник долго пытался найти выразительное, фанатичное лицо боярыни, которая пожертвовала всем ради веры. В итоге такое лицо было найдено, когда в старообрядческую общину приехала Анастасия Михайловна. Суриков сказал, что «она всех победила».

Скорбь и хохот москвичей

На картине боярыня Морозова показывает жест — двоеперстие. Это попытка отстоять старообрядчество, ведь Никон ввел троеперстие. Взгляд раскольницы направлен на икону «Богоматерь Умиление». Таким образом Суриков показывает, что ответ она держит только перед Богом. Справа от саней изображена сестра Феодосии Морозовой — Евдокия Урусова. Согласно историческим справкам сестры ехали вместе в одной телеге, и Евдокия разделила судьбу Феодосии. Но у Сурикова Евдокия идет рядом.
Василий Суриков
Художнику сделали замечание, что внизу картины много пространства. Однако живописец сказал, что сделал это специально, чтобы показать динамику и движение.
Вокруг боярыни художник изображает москвичей, которые по-разному провожают Феодосию Морозову. Кто-то хохочет и радуется, а другие испуганы, смотрят на боярыню со страхом в глазах. Интересно, что на полотне нет ни одного счастливого женского портрета. Они скорбят, рыдают, с уважением смотрят на бесстрашное поведение боярыни.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО