Люди любят фильмы ужасов, так как они позволяют получить острые ощущения, пережить стресс, а после их просмотра осознать, что все это неправда. Рассказываем, как появились первые фильмы ужасов, и как мировые войны повлияли на жанр хоррор.
Время чтения: 4 минуты.
Фильмы по готическим романам
Первые фильмы ужасов режиссеры снимали по готическим романам, которые появились в конце XVIII века. В них сюжет разворачивался в заброшенных монастырях и замках.
Первым «фильмом» ужаса считают работу братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Это не полноценный фильм, но работа так ужаснула зрителей, что некоторые даже падали в обморок. Однако дело здесь не в пугающем сюжете работы, а в том, что люди первый раз видели кино.
Первым полноценным фильмом ужаса можно считать «Замок дьявола» (1896 г.), где персонажами были скелеты и демоны. Режиссер Жорж Мельс впервые использовал двойную экспозицию, раскадровку.
В начале XX века выходили фильмы ужасов, в основе которых лежали классические готические романы: «Фауст и Мефистофель» (1903 г.), «Франкенштейн» (1910 г.). Причем общественность критиковала эти фильмы, так как считала, что они опасны.
Критиковать может каждый. А как научиться отличать настоящую кинокритику и говорить о кино понятным языком, чтобы поняла даже бабушка? Получите готовое мнение от эксперта в видео-саммари «Кинокритика: как правильно анализировать кино». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.
«В нашем деле главное — реализм»
После Первой мировой войны фильмы ужасов кардинально изменились. Режиссеры стали уходить от театральных декораций к реалистичности. Но при естественном освещении стало невозможным контролировать тени и блики. А ночью снимать было технически сложно. Тогда режиссеры решили снимать днем и вручную раскрашивать фильмы. Например, так делали с фильмом «Носферату, симфония ужаса» (1922 г.).
Актеры стремились создать ужасающих персонажей, а для этого был важен грим. Королем грима в 20-е годы считали Лон-Чейни-старшего. Он даже сыграл несколько разных ролей в одном фильме.
В конце 20-х гг. эпоха немого кино закончилась, так как появились фильмы со звуком. Немое кино продолжали снимать, но либо для фестивалей, либо в качестве художественного приема для нагнетания напряжения, например, в фильме «Тихое место» (2018 г.).
Фильмы ужасов стали снимать чаще, так как они были прибыльными. Для людей это была форма эскапизма — они смотрели фильмы, чтобы отвлечься от своих проблем.
Золотой век ужаса
В 30-50-е гг. появилась серия фильмов от студии Universal про разных монстров: оборотней, мумий, дракул. Этот период называют Золотым веком ужаса, поскольку режиссеры нарушали множество табу. Так, вампир мог запросто укусить в шею, что считалось скрытым эротизмом.
Однако после Второй мировой войны монстры перестали пугать зрителей. Люди хотели видеть повседневную жизнь. Главной аудиторией фильмов ужасов стали подростки. Для них было важным не художественные элементы и тщательно продуманный сценарий, а убийства, острые ощущения. При этом монстры под воздействием радиоактивного излучения увеличивались в размерах или, наоборот, уменьшались.
Но настоящий прорыв произошел, когда появились 3D-фильмы. Первым 3D-фильмом стал «Дом восковых фигур» 1953 года.
Ключевой работой XX века стал фильм «Психо» Альфреда Хичкока. Он стал первым в жанре слэшер (поджанр фильмов ужасов, в которых психопат преследует и убивает одного за другим некоторое число людей). Еще популярным фильмом стал «Ночь живых мертвецов» (1968 г.), где люди едят мозги других людей. Также хитом стала серия фильмов «Кошмар на улице Вязов», в которых изуродованный человек в полосатом свитере и перчатках с острыми лезвиями Фредди Крюгер убивает подростков во снах.
А чем отличаются японские фильмы ужасов? Что делает их жуткими? Рассказываем в статье: