Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Доказательства бытия бога

К сожалению или счастью, бога не видно и не слышно (во всяком случае большую часть времени), поэтому философы, теософы и теологи всячески пытались доказать его бытие.
Объясняем основные доказательства бытия бога.
Время чтения — 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Пути доказательства

Пути доказательства бытия бога в философии обычно делятся на две основные категории: априорные и апостериорные. Эти термины относятся к различным видам знаний: априорное знание — это то, что может быть установлено независимо от опыта, в то время как апостериорное знание зависит от опыта или эмпирических данных.
Априорные аргументы основаны на логике и разумных рассуждениях, а не на эмпирических данных. Они исходят из концептуальных оснований, а не из наблюдений за физическим миром. К таковым относят онтологическое доказательство бытия бога.
Апостериорные аргументы основываются на опыте или наблюдении за миром. Они используют эмпирические данные для обоснования выводов о существовании бога. К апостериорным доказательствам относят почти все остальные, кроме онтологического.

Доказательства бытия

Ансельм Кентерберийский, один из ведущих средневековых философов и теологов, предложил известное доказательство бытия бога, известное как онтологический аргумент. Оно впервые было сформулировано в его работе «Proslogion», опубликованной в 1078 году. Вот основная идея этого аргумента:
Ансельм начинает с определения бога как «чего-то большего чем что-либо; больше которого нельзя ничего помыслить». Он утверждает, что даже неверующий может понимать это определение и держать его в своем уме. Суть аргумента заключается в следующем:
Бог определяется как существо, большее чем что-либо; существо, больше которого нельзя ничего помыслить.
Существование этого существа в реальности более велико, чем просто в уме.
Если бог существует только в уме, то можно представить какое-нибудь существо больше бога, которое будет не только в уме, но и в реальности.
Это противоречит нашему определению бога как существа, большего чем что-либо.
Следовательно, бог должен существовать не только в уме, но и в реальности.
Фома Аквинский, один из величайших средневековых философов и теологов, предложил несколько аргументов в пользу существования Бога, которые известны как «пять доказательств». Вот краткое изложение каждого из них:
Аргумент движения: Фома начинает с наблюдения, что в природе вещи находятся в движении. По его мнению, все, что движется, должно быть приведено в движение чем-то другим. Этот процесс не может продолжаться вечно назад, поэтому должен существовать перводвигатель, который сам не движется, и этот перводвигатель — бог.
Аргумент из причинности: В мире существуют причинно-следственные связи. Все, что существует, имеет причину. Но не может быть бесконечной цепочки причин. Следовательно, должна существовать первопричина, которая сама не имеет причины, и это — бог.
Аргумент из возможности и необходимости: В мире существуют вещи, которые могут существовать и не существовать, то есть они являются возможными сущностями. Но все возможные сущности в какой-то момент могли бы не существовать. Если бы это было так, то в какой-то момент ничего бы не существовало. Но что-то существует сейчас, следовательно, должна существовать необходимая сущность, которая всегда существовала, и это — бог.
Аргумент из степеней совершенства: В мире мы наблюдаем различные степени качеств, таких как доброта, правда, благородство и так далее. Эти степени сравниваются по отношению к максимальному уровню совершенства. Следовательно, должен существовать абсолютный эталон всех этих качеств, и этот эталон — бог.
Телеологический аргумент (из умышленного порядка): В природе наблюдается упорядоченность, которая не может быть случайной. Неодушевленные объекты действуют целенаправленно для достижения лучшего результата. Это целенаправленное действие указывает на наличие разумного порядка, установленного кем-то, кто понимает эти цели, и этот кто-то — бог.
ФИЛОСОФИЯ