Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Весь мир — театр! Концепция общества спектакля Ги Дебора

«Весь мир — театр, и все мы — актеры», говорил Уильям Шекспир. Через триста лет после написания этих строк мы можем сказать, что жизнь стала еще более театральной, чем в его времена. Рассказываем о концепции общества Ги Дебора и о том, как через её призму можно посмотреть на наш мир.
Время чтения: 4 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Кто такой Ги Дебор?

Ги Дебор — французский философ, писатель, художник, кинорежиссер и один из основателей ситуационистского движения во Франции в 1950-60 годах. Его теория легла в основу этого движения. По Ги Дебору, капитализм начал захватывать не только материальные блага, но и образы, которые создаются СМИ и прочими каналами информации. В результате любая информация, включая культурные коды, становится товаром, а разные формы досуга превращаются в откровенное потребление и фетишизацию товаров.
Помимо политических выступлений и выпуска «Общество спектакля», Ги Дебор был известен своими экстравагантными фильмами. Он выступал против устоявшихся стереотипов кинопроизводства, призывая зрителей к активному участию в процессе восприятия фильмов, а не к пассивному просмотру. В 1952 году он снял фильм «Завывания в честь де Сада», в котором нет изображений. Вместо этого ярко-белый цвет появляется только тогда, когда есть звук и речь повествователя, а черный цвет — когда их нет. Весь сценарий был составлен из заимствованных цитат, что тоже было своеобразным жестом: ничего нового на нет, человек должен не слепо внимать этим конструктам на киноэкранах, а самостоятельно решать, что ему нужно.

Философия Ги Дебора

Свои мысли Ги Дебор сформулировал в книге «Общество спектакля», которая вышла в 1967 году. В этом тексте философ описывает то, как происходит отчуждение человека от его собственной жизни. На это влияет всё: СМИ, политика, развлекательная сфера. Так, досуг становится временем, когда люди покупают бренды и смотрят на «пир жизни» на экранах телевизоров.
Спектакль, по Ди Гебору, стал последствием развития капиталистического общества. Люди не похожи на самих себя, они играют роли, которые ожидаются от них другими. Вся свобода иллюзорна, потому что человек должен постоянно следить за событиями в обществе, чтобы не выпасть из жизни, а особенно — за постоянно обновляющимися товарами. Сегодня мы можем сравнить это с отслеживанием появления на рынке новой техники: смартфонов, ноутбуков, машин и всего остального. Спектакль Ги Дебора — война за покупателей, предложение капиталистами большого ассортимента товаров, которые могут быть и не нужны, но всё равно оказываются у потребителей по разным причинам.
По Ги Дебору, спектакль может быть как распыленным, свойственным рыночной экономике, так и концентрированным, характерным для государственного капитализма и бюрократического господства. Первый пример описывает американскую модель, а второй — государственный капитализм СССР и Китая. В любом случае все аспекты культурного и повседневного опыта оказываются опосредованы капиталистическими отношениями в обществе спектакля.

Жизнь как спектакль

Современная жизнь все больше начинает напоминать спектакль. Говоря о том, что люди все больше выступают в роли зрителей и потребителей и не имеют реального контроля над своей жизнью, Ги Дебор предвосхитил 21 век.
Сегодня социальные сети, реклама, массовая культура и другие факторы в значительной степени участвуют в формировании общества спектакля. Некоторые годами поддерживают иллюзию, стремясь представить себя и свою жизнь в лучшем свете. Они выкладывают в социальные сети фотографии, которые искажают реальность, и создают ложное представление о жизни. Это влияет на потребителей контента: фолловеров звёзд, моделей, блогеров и вообще любых людей, которых можно представить как ролевую модель. Они могут пропагандировать идеалы красоты, успеха и богатства, которых очень сложно достичь.
Работа тоже напоминает спектакль, где работник должен выступать в определенной роли, подчиняться правилам и скрытой иерархии. Словом, притворяться, что он принадлежит к этому псевдо-сообществу. Один из ярких примеров этого явления — феномен «офисов будущего». Рабочее пространство становится не просто местом для выполнения собственно рабочих задач. Туда добавляются развлечения, места для отдыха и социальных взаимодействий. Красочные интерьеры, бесплатная еда, игры и спортивные зоны — всё это создаёт иллюзию того, что работник находится в комфортном и беззаботном пространстве. Создание такой иллюзии гармонии и комфорта выгодно корпоративным структурам: работники начинают верить в идеальность их рабочего места и бояться уходить, даже если их нагружают новыми задачами без повышения заработной платы или продвижения по карьерной лестнице.
В результате жизнь действительно становится все больше похожей на спектакль, где люди играют свои роли и не имеют возможности влиять на реальность. Общество спектакля, в котором мы живем, неизбежно создает иллюзию реальности, которая отдаляет нас от настоящей жизни и от нашей истинной природы. Философия Ги Дебора напоминает нам о том, что важно вернуться к реальности, отказаться от ложных иллюзий и начать жить настоящей жизнью.
ФИЛОСОФИЯ