Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Правда и мифы о сексе в Древнем Риме

Культура людей в Древнем Риме ощутимо отличалась от привычных нам сегодня устоев. Особенно это касается сексуальной жизни римлян. На самом ли деле они жили в условиях абсолютной сексуальной свободы? Попробуем в этом разобраться!

Время чтения: 7 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Какими были древние представления о сексуальности?

Понимание сексуальности у древних римлян уходят корнями в религиозные и культовые обряды. Тогда люди занимались в основном земледелием, поэтому божества плодородия имели для них особое значение. Одним из главных таких покровителей был Мутун Тутун, изображали которого с гипертрофированными мужскими половыми органами. Это было символом как плодородия земли, так и деторождения. Неудивительно, что обряды с участием Мутуна Тутуна носили сексуальный характер. Например, невесты в свою первую брачную ночь приходили к нему, чтобы отдать невинность, а заодно заручиться помощью высших сил в замужней жизни.
Помимо Мутуна Тутуна, в римском пантеоне богов были и божества, связанные с сексуальностью напрямую. Так, женское начало олицетворяла богиня Юнона, а мужскую силу — Гений. Был еще Янус — бог начинаний. Он открывал путь семени для зачатия.

Без влияния других стран здесь всё же не обошлось. В первую очередь свой след оставила Древняя Греция. Развитая греческая культура была богата на божества, тесно связанные с восприятием любви, и славилась воспеванием мужского и женского тела. На Рим повлияла не только Греция. Такие божества, как Исида и Кибела, с которыми связаны сексуальные практики, оказались заимствованы из Азии. Принято считать, что именно переплетение множества сторонних культов с местными нравами определило уникальность римского восприятия сексуальности.

Докризисная Римская республика

С момента образования Рима и до начала кризиса в Римской республике общество придерживалось довольно стандартного образа жизни. Основой был патриархат: мужчины олицетворяли мужество и добродетель, а женщины — скромность и верность. При этом роль женщины оставалась достаточно значимой.
Фильм «Троя» (2004)
С развитием государственности отношения пар начали регулироваться не только с религиозной, но и с политической точки зрения. Считалось, что деторождение обеспечивает благополучие и процветание государства. Секс в принципе не являлся чем-то постыдным, а рамки дозволенного были гораздо шире тех, что существовали в более позднее время в христианских государствах.

Мужчинам позволялось вступать во внебрачные связи не только с противоположным, но и с собственным полом. Дозволялось это делать только с негражданами Рима и людьми с низким социальным статусом — рабами или теми, кто зарабатывал проституцией. Проституция в Риме, кстати, была легализована — разрешение на деятельность выдавалась государством. А репутация мужчины, который состоял в связи с другими мужчинами или проститутками, не подрывалась.
А как обстояло дело с женщинами? Если мужчине формально было дозволено вступать во внебрачные связи, женщине предписывалось оставаться преданной своему мужу. При этом в республиканский период государство не вмешивалось в семейные дела. Подобные проблемы семья решала самостоятельно. Только в ранней империи при Октавиане Августе государство начало считать семейную жизнь сферой своих интересов. Появились денежные штрафы или какие-то символические наказания и для жены, и для любовника. А проституция, несмотря на легализацию, воспринималась негативно обществом — за подобную деятельность женщина подвергалась пожизненному осуждению.

Сексуальность в период Римской империи

Политический кризис в республике, который вылился в гражданские войны, изменил жизнь Рима. Именно в этот период античные авторы в своих произведениях всё чаще говорили про распущенность и «духовное безобразие» общества.
Фильм «Калигула и Мессалина» (1981)
Окончание кризиса ознаменовалось началом нового этапа римской истории — эпохи империи. Однако порочность, по мнению современников, никуда не исчезла: историки и мыслители всё больше трудов посвящали обличению пороков. Особенное внимание они уделяли интимной стороне жизни римских императоров и членов их семьи. Императора Калигулу обвиняли и в том, что он не упускал ни одной женщины, ни одного мужчины и даже вступал в связь с родными сестрами. В целом, не было правителя или его родственника, чьи сексуальные предпочтения не описывали и не критиковали античные авторы. Это и сформировало распутный образ Римского государства. В дальнейшем разнузданность нравов обличали уже христианские авторы.

Римская сексуальная жизнь — действительно интересное явление. После заката Римской империи христианские авторы связывали падение великого государства именно с сексуальной деградацией, а занимательные рассказы античных авторов продолжали укреплять впечатление о Древнем Риме как о средоточии распутства.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ