Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Американская литература 20 века: ключевые особенности

ЛИТЕРАТУРА
Как развивалась американская литература после Второй мировой войны и какие черты она приобрела к началу XXI века? Разбираемся в статье.
Время чтения: 6 минут

Холодная война и технологический бум

Наибольшее влияние на литературу США после окончания Второй Мировой Войны оказали два политических события: победа над фашизмом и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. С началом холодной войны в США стала распространяться политика «маккартизма», направленная на борьбу с левыми и леволиберальными силами. Под ударом оказались многие деятели культуры, в том числе, например, известный писатель Артур Миллер, муж Мэрилин Монро.
После войны на смену старому поколению пришло новое: оно резко контрастировало с предыдущим этнически, регионально и социально. Причиной этому послужила массовая иммиграция населения, происходившая в 1941–1945 годов.
Несмотря на консервативные настроения, вызванные политикой маккартизма, наибольшую популярность в послевоенный период обрели прогрессивные писатели, такие как Труман Капоте, Джеймс Болдуин, Теннесси Уильямс, чьи мотивы и экспериментальные методы открыли дорогу Аллену Гинзбергу, Уильяму Берроузу и Джеку Керуаку.
Война и технологического развитие были главными темами в литературе того времени.
Наиболее явное отношение к военному конфликту можно найти на страницах произведений Нормана Мейлера «Нагие и Мертвые» (The Naked and the Dead, 1948), Ирвина Шоу «Молодые львы» (The Young Lions, 1948). А в своей трилогии, состоящей из книг «Отныне и вовек» (From Here to Eternity, 1951), «Тонкая красная линия» (The Thin Red Line, 1962) и «Свист» (Whistle, 1978) Джеймс Джонс отразил человеческую цену войны.
Молодые писатели, потрясенные бомбардировкой японских городов, не смогли смириться со скрывающимся за этими событиями политическим подтекстом. Как следствие, литературу наполнил черный юмор и абсурдистские фантази, положив начало американскому постмодернизму. В этом направлении работал Владимир Набоков, к числу произведений которого относятся «Лолита» (Lolita, 1955), «Пнин» (Pnin, 1957), «Бледное пламя» (Pale Fire, 1962) и другие.
В это время писатели активно обращались к искаженному, антиутопическому изображению общества, которое может нас ждать. Смотри саммари «Утопии и антиутопии: главные авторы и произведения», чтобы получить подборку из 24 книг и понять, почему люди мечтают об идеальном будущем.

«Напуганные 50-е»

После окончания войны последовало долгожданное затишье. 50-е годы были названы «тихими» (изначально – «frightened 50’s», букв. «напуганные 50-е»). Одной из наиболее ярких личностей того времени можно считать Теннесси Уильямса (1911 – 1983), который приобрел известность после пьесы «Стеклянный зверинец» (The Glass Menagerie, 1944). В своих работах он рассматривал тему одиночества, пользовавшейся популярностью у читателей.
Собирательным названием для писателей в американской литературе 40–50-х годов стало «бит-поколение» (The Beat Generation). Впервые внимание широкой публики данная группа писателей привлекла в 1956 году, когда Аллен Гинзберг, Джек Керуак и Грегори Корсо присоединились к поэтам Снайдеру, Ферлингетту и другим на публичных чтениях в кофейнях и колледжах Сан-Франциско.
Нью-Йорк, 1957. Аллен Гинсберг, Грегори Корсо и Барни Россет
Ключевым следствием влияния «разбитого поколения» на литературу и сознание США стало развитие сексуального либерализма, вопреки все еще действовавшему маккартизму. Работы «битов» оказали значимое влияние на творчество таких писателей, как Кен Кизи, Том Роббинс, Джефф Нун и Томас Пинчон.
К другим известным фигурам «бит-поколения» можно также отнести Аллена Гинзберга (1926–1997). Его самым известным произведениям является «Вопль» (Howl, 1956), в котором автор обличает пороки современного общества и прославляет тех, кто стал жить вне его стандартов.

«Бурные 60-е»

На смену «разбитого поколения» приходят «бурные шестидесятые» («turbulent 60’s») — время социальных потрясений и катаклизмов, при этом заключавшее в себе развитие научной мысли. Этот период связан с войной во Вьетнаме, антивоенными выступлениями и общественными движениями, борьбой за равные гражданские права афроамериканского населения страны, «холодной войной» между США и СССР, всеобщим страхом перед ядерными ударами, громкими политическими убийствами (президента Кеннеди в 1963 году, Лютера Кинга в 1967 году) и активным освоением космоса.
Американской литературе 60-х годов свойственна драматизация надежд, разоблачение мифов об «американской мечте», а также размышления о судьбе афроамериканских слоев населения.
Важными работами в данном направлении являются произведения «Американская мечта» Эдварда Альби (The American Dream, 1960) и Нормана Мейлера (An American Dream, 1964). В 60-е годы «белое большинство» переполняли гнев, разочарование и отчаяние, связанные с забвением «американской мечты» и наступлением приближающегося апокалипсиса. Среди сохранившихся «битников» в 60-х годах возникли выраженные антивоенные настроения, направленные против войны во Вьетнаме. К исходу шестидесятых «бит-поколение» постепенно преобразовалось в хиппи.
«Великий Гэтсби» (2013), реж. Крейг Армстронг. Зеленый цвет в произведении Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда символизирует надежду на лучшее и представляет американскую мечту об успехе.

Мультикультурализм

Согласно «Истории американской литературы» Р. Грэя, следующим этапом литературы в США, начиная с 60-х годов, становится выраженный мультикультурализм. Тем не менее стоит отметить, что для литературы США в принципе характерно этническое и расовое многообразие. Если в первой половине XX века существовали идеи создания так называемого «плавильного котла» («melting pot»), в котором все культуры соединятся в единую американскую, то со второй половины XX века основу начало составлять стремление каждого этноса к сохранению своих традиций и особенностей. На национальный уровень стала выходить литература коренных американцев, например, роман Скотта Момадея «Дом из рассвета сотворенный» (House Made of Dawn, 1968). Важнейшим элементом стала и литература мексиканцев – например, произведение Хосе Антонио Вильярреаля «Почо» (Pocho, 1959).
Постер к пьесе Израэла Зангвилля «Плавильный котел»

Постмодернизм

Со второй половины XX века в Америке ускоренными темпами развивается постмодернизм. В 1969 году Лесли Фидлер опубликовал статью «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (Cross the Border – Close the Gap), в которой автор отмечает нарастающую тенденцию совмещения языка модернизма и широкой аудитории.
Американских писателей-постмодернистов и их творения объединяют:
  • Критическое отношение к разного рода идеологиям и утопиям
  • Внимание к маргинальным социальным группам
  • Постоянная и нескрываемая цитатная природа
  • Характерная отмена линейности событий
Жак Деррида утверждал, что важным аспектом постмодернизма является стремление к деконструкции существующих мифологий — идеологическим систем, которые загоняют личность читателя в определенные рамки, ограничивая ее развитие.
Следующим значимым концептом постмодернистской литературы является так называемая «смерть автора» – термин, введенный Роландом Бартом в 1967 году в одноименном эссе (La mort de l'auteur). В своей работе Барт развил идею интертекстуальности художества постмодерна, согласно которой любой текст строится как мозаика из цитат, а следовательно – текст всегда взаимодействует с предыдущими текстами. Большая часть цитаций может даже быть неосознаваемой. Автор становится посредником между текстом и читателем. Свобода интерпретации произведения превращает читателя в соавтора.
Не менее важное значение играет концепт постмодернистской иронии, ставшей в своей сущности продолжением «черного юмора», некогда охватившего движение «битников». Ирония в постмодерн-литературе трактуется как метод познания реальности и происходящих событий. Этим объясняются зачастую абсурдные сюжеты, обилие аллюзий и реминисценций, фрагментарность сюжета, гротескность. Признанным лидером американского постмодернизма является Томас Пинчон, выпустивший роман «V.» в 1963 году. К постмодернистам также относят Владимира Набокова, Умберто Эко («Имя Розы», 1980), Габриэля Маркеса («Сто лет одиночества»,1967), Джона Фаулза («Коллекционер», 1963).
На первую четверть XX века наблюдается переходный период в американской литературе. На смену постмодернизму приходят новые направления, однако определить точный вектор новой эпохи едва ли возможно возможным из-за ее относительной молодости.
Теперь ты знаешь, что:
  • Война и технологического развитие были главными темами в американской литературе 50–60-х годов
  • Собирательным названием для писателей США 40–50-х годов стало «бит-поколение»
  • Американской литературе 60-х годов свойственна драматизация надежд, разоблачение мифов об «американской мечте», а также размышления о судьбе афроамериканских слоев населения.
  • В 60–70-х годах была распространена литература с признаками мультикультурализма
  • На смену ему пришел постмодернизм
Так что счастливых нам голодных игр, и пусть удача всегда будет с нами. Кстати, а ведь трилогия «Голодные игры» — это одна из главных антиутопий XXI века! Этот жанр появился еще в XIX веке, и среди первых антиутопий был роман Мэри Шелли «Франкенштейн». Смотри наше саммари об утопиях и антиутопиях, чтобы понять, сможет ли общество когда-нибудь прийти к тому, что описывал Джордж Оруэлл.
Покупай одно саммари навсегда за 99 рублей или получай доступ ко всей библиотеке контента за 300 рублей. А с промокодом BLOG30 кайфуй от саморазвития 30 дней за 0 рублей.
Чем отличаются книги английских писателей от американских? Читай в статье:
Три кита английской литературы: Мартин Эмис